Роман Аранбицкий

Программа «Вива опера!» 9 апреля — это не только премьера знаменитых оперных арий в Нижнетагильской филармонии. Это ещё и премьера дирижёра!
Как же так, скажут знатоки. Ведь Роман Аранбицкий уже почти 20 лет профессионально занимается музыкальными коллективами, сначала в Екатеринбургском театре оперы и балета, а потом в Свердловской филармонии. В общем, мы записали с Романом Александровичем интервью, чтобы всё прояснить.

— Я действительно проработал в Свердловской филармонии последние десять лет в качестве хормейстера симфонического хора. С сентября 2018 года мой филармонический этап завершился, и теперь моё основное место работы — Уральская консерватория, я доцент кафедры хорового дирижирования.

До настоящего момента вся моя дирижёрская профессиональная деятельность связана была, в основном, с хором. В оперном театре сначала с детским хором, потом со взрослым, и в филармонии тоже. Другое дело, что мы все в одном котле варились, поскольку хоровой коллектив в филармонии создавался как расширение оркестра, это потом уже какая-то автономия появилась. Собственно, и сейчас меня хоровая стезя никуда не отпускает — преподаю на кафедре именно хорового дирижирования.

О знакомстве с Нижним Тагилом

Моё первое знакомство с Нижнетагильской филармонией состоялось, когда я приезжал сюда с оркестром народных инструментов, которым руководят Виктор и Лариса Волоховы. Я с ними выступал как пианист, солировал в том числе в Нижнем Тагиле.

А в качестве дирижёра оркестра я здесь в первый раз.

Более того, в Нижнем Тагиле будет мой дебют в качестве симфонического дирижёра. Для меня этот проект — счастье, свалившееся на меня. Это первая возможность сделать что-то самостоятельное с оркестром и это моё дебютное выступление в качестве симфонического дирижёра.

Об оркестре «Демидов-камерата»

Первое впечатление и то, что меня очень порадовало… Как любой начинающий, неважно какого возраста, но всё равно в этом качестве начинающий дирижёр я, естественно, побаивался, как всё будет происходить. Я безумно благодарен музыкантам оркестра за то, как они встретили меня, приняли, как они относятся к тому, что мы делаем.

И вообще, в чём хорошая особенность и достоинство оркестра вашего — это отношение музыкантов к тому, что они делают. Заинтересованные и неравнодушные, они хотят этим заниматься, они этим горят, они этим живут. Это здорово, потому что далеко не во всех профессиональных оркестрах такое качество присутствует.

У них есть это желание развиваться, у них есть хорошее, тёплое, искреннее отношение к музыке, которую они играют. Чувствуется, что они заинтересованы в результате, что они сопереживают. Вот это отношение сразу обращает на себя внимание.

Вообще, я считаю, что Нижнему Тагилу просто сумасшедше повезло, что у вас есть своя филармония, есть постоянно действующий профессиональный оркестр. Это большая радость для города, и здорово, что всё это развивается. Я представляю, каких трудов, каких титанических усилий в наше непростое время стоит то, чтобы всё это продвигать, не стоять на месте, не опускать руки, сталкиваясь с какими-то сложностями. Я понимаю, какой должен быть сумасшедший энтузиазм у всех людей — не только у музыкантов, выступающих на сцене — и у тех, кто здесь работает. Могу только снять шляпу, что называется.

О пожеланиях оркестру в честь 10-летия

В моём положении дирижёра-дебютанта, наверное, не совсем правильно давать пожелания, по крайней мере, профессионального свойства. Моё единственное пожелание — чтобы оркестр существовал дальше, чтобы он развивался, чтобы были интересные проекты, чтобы эта творческая жизнь не угасала, а наоборот, чтобы раздувалось это пламя, и чтобы оркестр ни в коем случае не терял это свойство искреннего, тёплого, человеческого отношения к музыке. Это уникальное свойство! На самом деле, у вашего оркестра какая-то такая аура, очень хороший внутренний микроклимат в коллективе. Это сумасшедшая редкость среди профессиональных коллективов.

Об оперной программе в «неоперном» городе

Наверное, в этом и состоит интерес этой программы. Возможно, потому она и понравилась из тех нескольких предложений, которые я выдвигал. Это попытка, возможность чуть-чуть приоткрыть завесу в театральный мир.

Я сам человек, заражённый театром: я вырос в оперном театре. Вот насколько человек себя помнит в маленьком возрасте — вот настолько я себя в этом возрасте помню в театре. Потому что, извините за биографические подробности, мои родители тогда работали в таком знаменитом в своё время самодеятельном коллективе Екатеринбурга, Капелла УПИ. Папа был хормейстером, мама пела в хоре, и их коллектив привлекли к участию в постановке оперы «Борис Годунов» в оперном театре. Это была знаменитая постановка 80-х годов, которая стала частью того оперного явления, которое во всём Советском Союзе называли «Свердловский феномен», имея в виду именно театр. Капеллу УПИ привлекли для расширения массовых сцен. Ну, а я был вечно при родителях, бабушек и дедушек здесь, в городе, не было, так что я оказался в оперном театре, за кулисами, и это оказалось судьбоносным.

Затем в консерватории я учился у Веры Семёновны Давыдовой, которая была главным хормейстером оперного театра, и она меня в этот мир уже во взрослом качестве ввела, она меня этим заразила. Поэтому для меня всё, что касается театра, это какое-то волшебство, магия, от которой человек, однажды ею «заболев», уже не может излечиться.

Я не работаю в театре уже больше 10-ти лет, с 2007 года. У меня сейчас дочка поёт в детском хоре в оперном театре. И каждый раз, когда я туда захожу, вдыхаю этот запах своеобразный — ощущения непередаваемые.

Поэтому мне бы хотелось нашим концертом вот эту «театральную бациллу» передать. Этот театральный мир особый, волшебный, удивительный как-то приоткрыть. По возможности, пользуясь теми средствами, что у нас есть, мы попытаемся хотя бы отчасти воспроизвести на сцене филармонии театральную атмосферу. Может быть, где-то за счет света, где-то за счет того, что солисты будут петь не просто как концертные номера — вот вышел, поставил перед собой ноты, спел, поклонился, ушёл. Это должно разыгрываться как театральные сцены — с движением, с актёрской игрой. Мы попытаемся воссоздать атмосферу именно оперного спектакля.

И репертуар мы подбирали соответствующий. Старались взять оперные «хиты». Музыка, которая хорошо запоминается, зажигательная, яркая, проникновенная — то есть музыка, которая, в современной терминологии, «цепляет» слушателя.

У нас будут абсолютно хитовые увертюры, «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» — золотой фонд увертюрного репертуара. Из менее — не то что менее известного, а менее исполняемого почему-то в концертных программах — будет увертюра из оперы «Дон Паскуале» Доницетти. Увертюра изумительная, яркая, искромётная. В оперных театрах публика, как правило, овациями встречает уже саму эту увертюру.

И вокальные номера, как сольные, так и ансамблевые — это, в основном, произведения, которые входят в золотой оперный фонд. Конечно, хотелось больше. Хотелось бы спеть арию Царицы ночи, «Клевету» и так далее. Но понятно, что существуют всегда определенные вводные условия, от которых нужно отталкиваться.

Так что мы постарались сделать эту программу максимально интересной, яркой, контрастной. Такой, чтобы человек, который послушал это, захотел бы услышать оперную музыку ещё раз. В любом варианте. Здесь ли, в Екатеринбургской опере, или вообще по интернету включить запись постановки театра La Scala. Наверное, идея программы в этом.