Демидов-камерата Между строк

В прошедшую пятницу, 6 ноября, Нижнетагильская филармония распахнула двери для тех, кто не боится слов «концерт для фортепиано си-бемоль минор», «симфонический оркестр», «Пётр Чайковский». Двухчасовой концерт был посвящён 175-летию со дня рождения композитора и объединил в себе выступления целого созвездия столичных музыкантов. На сцене встретились малый симфонический оркестр Нижнетагильской филармонии, дирижёр Дмитрий Поляков, лауреат международных конкурсов Овик Григорян (фортепиано) и уроженка Нижнего Тагила солистка Государственной академической симфонической капеллы Анастасия Привознова.

На вопрос, что нужно знать о Чайковском, чтобы хорошо исполнять его произведения, пианист Овик Григорян задумывается:

«Мне Чайковский интересен, прежде всего, как живой человек. Я представляю Петра Ильича по воспоминаниям его современника – Сергея Рахманинова. Он подробно описывает их общение, совместные музыкальные вечера. Реальности образу добавляет появившаяся недавно в Интернете единственная запись голоса Чайковского. Всегда, когда исполняю его музыку, пропускаю через себя переживания автора и накладываю своё отношение. Ищу, где меня трогает и задевает за живое музыка. А ещё Чайковский – начало моей личной эпохи успеха. Десять лет назад я впервые играл его концерт на выпускном в музыкальном институте им. Шнитке».

Анастасия Привознова делится воспоминаниями:

«Десять лет назад я уехала в Москву – Галина Павловна Вишневская пригласила меня к себе на стажировку, и три года я у неё отучилась. Сцену письма Татьяны, которую сегодня представляю публике, делала с Вишневской лет семь назад, когда она ещё была жива. Но, к сожалению, не спела её тогда. Сегодня была единственная часовая репетиция с тагильским оркестром, мы сыгрались и спелись».

Для того чтобы наладить связь с незнакомым оркестром, профессионалам достаточно и одной репетиции. Вся подготовительная работа артистами проводится заранее, а в день концерта дирижёр из Москвы «склеивает» выступление.

«Мы можем сработаться за репетицию. Зависит от сложности произведений, которые мы собираемся представлять, – рассказывает Дмитрий Поляков. – Как дирижёр, я отвечаю за работу коллектива. Дирижёр перед выходом к музыкантам уже должен  прочитать произведение и иметь некий образ. Готовится партия оркестра с дирижёром, без солиста. С симфоническим оркестром Нижнетагильской филармонии предварительно привели материал в порядок. Я впервые работаю с этим коллективом. Очень большой энтузиазм отметил у музыкантов, это признак ответственного и профессионального подхода к работе. А только потом провели репетицию с солистом (кивает на Овика – прим.ред.). Солист уже знает свою партию и оркестр понимает свою работу – мы начинаем делать общий ансамбль. Ансамбль – это когда солист чувствует себя свободно, а дирижёр с оркестром помогает ему это сделать!»

Овик Григорян добавляет:

«Такая работа предполагает совместную ответственность. Я работаю со своими десятью музыкантами (показывает свои пальцы), а дирижёр работает с оркестром. А вместе мы уже отвечаем за то впечатление, которое получит зритель от нашего концерта».

На вопрос, как же понять, что выступление состоялось, Дмитрий улыбается:

«Здесь всё просто – это можно спиной почувствовать. Когда композиция складывается, оркестр сыгрывается – у слушателя создаётся впечатление, задуманное дирижёром. Тогда и происходит Магия! Наконец-то мы подобрались к этому слову».

Больше фото с концерта можно посмотреть в альбоме нашей группы «Афиша Нижнего Тагила».

Автор: Екатерина Третьякова

Агентство новостей «Между строк»