Михаил Дзюдзе

В преддверии концерта наших оркестров «Демидов-камерата» и «Тагильские гармоники» с участием Михаила Дзюдзе поговорим о маэстро и его инструменте.

1. «Контрабас-балалайка — это контрабас или всё-таки балалайка?»

Это самый крупный инструмент в семействе балалаек. Другое название — «царь-балалайка». Характерные особенности — три струны, мощный низкий звук, который извлекается без смычка. Говорят, что играют на таком инструменте богатыри медиаторами булатными да в рукавицах ежовых. Но это сказки!

2. «И что, это сольный инструмент?»

Да. И всё благодаря заслуженному артисту России Михаилу Дзюдзе, одному из основателей знаменитого «Терем-квартета». Именно он, виртуоз и новатор, доказал, что контрабас-балалайка — инструмент, который может быть не просто «басовым фоном», но и главным в ансамбле или оркестре.

3. «То есть на гигантской балалайке можно сыграть что угодно? Без смычка? А партию рояля можно?»

Да! И Михаил Юрьевич убедил весь мир, что….

«…Вот так уж и весь мир»?

Смотрите:
— Выступление на площади Сан-Марко в Венеции.
— В Сент-Джеймсском дворце в Лондоне (принц Чарльз пригласил!).
— На 3000-летии Иерусалима.
— На Олимпиадах в Ванкувере, Лондоне и Сочи.
— В Ватикане перед 120-тысячной аудиторией.
— На саммите «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге. Даже на Евровидении!
Михаил Дзюдзе играл с разными российскими и зарубежными оркестрами. Как народными, так и симфоническими. Работал со знаменитыми дирижёрами: Юрием Башметом, Дорианом Вилсоном, Владимиром Андроповым, Игорем Лерманом, Хо Чунг Йе… Большая честь для тагильских оркестров «Демидов-камерата» и «Тагильские гармоники» выступать с таким артистом!

Так вот, Михаил Дзюдзе показал всему миру, что балалайка может исполнять сложнейшие партии симфонических произведений.
Важно, что его творческая деятельность открыла и для композиторов этот удивительный инструмент. Еще года четыре назад маэстро мог исполнить, солируя на царь-балалайке, только аранжировки. Теперь специально для него сочиняют произведения как российские, так и иностранные авторы.

4. «Кстати, фамилия у музыканта экзотическая. Японская?»

На самом деле, древнерусская.

5. «И всё-таки. Контрабас-балалайка или балалайка-контрабас?»

Сам Дзюдзе окончил оркестровое отделение Ленинградской консерватории по классу симфонического контрабаса. А класса балалайки-контрабаса тогда просто не было (да и сейчас это редкость).
А если учитывать уникальную манеру игры Михаила Юрьевича, который придумал не только новое амплуа для своего инструмента, но и множество приемов игры на нем, то… «Балалайка», как и «контрабас», может стоять по обе стороны дефиса!