Ксения Шумакова

Уже 16 марта в Большом зале пройдет очередной концерт «Филармонической академии» — последний в этом сезоне.
Каким стал этот проект за три года существования? Какие подарки ждут его участников? Как будет меняться «Академия»? Мы расспросили об этом у одной из авторов и ведущей проекта, Ксении Шумаковой.

— Для начала — чем сейчас является (или не является) Филармоническая академия?

— Это цикл концертов, в которых слушатели вместе с ведущей «бродят» по оркестровой партитуре и находят самые главные, самые яркие и важные для понимания точки в произведении. Музыканты всё это видят в нотах, а как быть слушателю? Он несётся без руля и без ветрил по этому морю, и куда его вынесет — не понимает. А если человек чего-то долго не понимает, что происходит? Он устаёт. А потом вообще говорит: «Я не понимаю классику». Моя задача — выдать слушателю «спасательный жилет» и провести «инструктаж».

Когда Владимир Иванович Капкан (главный дирижёр филармонии) пригласил меня в проект, я удивилась. Говорю, я же лекции читать не умею, а он: «И слава Богу». Поэтому не ждите готовой информации по шаблону из учебника. Всё будем осваивать вместе, здесь и сейчас, в режиме «онлайн». Плыть-то самим потом придётся))))

— Почему был придуман проект? Кто был автором, инициатором?

— Всё тот же Владимир Иванович три года назад запустил проект для тех, кто не знает, как подступиться к классике. И желающие «покорять высоты» нашлись. На мой взгляд, люди не боятся, а просто не понимают, зачем им это нужно. Единицы хотели бы блеснуть знаниями в этой области (наше им почтение и подарки, конечно же). Нам важно расширить сферу применения классики в жизни людей. Мнение, что слушать классику — это некое элитное времяпрепровождение, для каких-то особенных людей, уже неактуально. Классика звучит везде! Мы ежедневно слушаем классику, даже не замечая этого.

Рекламу смотрим? А слышим, что звучит фоном, когда кот уплетает какой-то «супервкусный» корм? А это звучит фрагмент из балета «Коппелия» Лео Делиба! И мне интересно, что в этой музыке такого особенного, что сразу хочется пойти и накормить кота))). Люди имеют право знать, почему классика влияет на них, чему можно у неё научиться, как применить для улучшения своего здоровья и настроения. А по чьей-то воле огромное количество людей отстранилось от этого богатства. Мы хотим восстановить справедливость!)))

— Наверняка первые концерты Филармонической академии отличались от тех, что проходят сейчас. Какие изменения вы видите?

— Я веду «Академию» только с этого сезона. До меня это блестяще делали музыковеды Н. А. Емашева и Е. Л. Ковтунова, педагоги с огромным опытом. Мне уже достался зал постоянных, хоть и немногочисленных, знатоков. Сейчас мы расширяем аудиторию, объясняем, что ставить двойки не будем, наоборот, ваше незнание музыки — плюс! У вас в голове нет штампов, вы совершенно открыты для нового. И люди становятся более отзывчивыми, в финале аплодируют стоя!

— Может ли быть такое, что закончатся легкие и популярные музыкальные произведения, с которых хорошо начинать знакомство с классикой? И что тогда делать «Академии»?)

— Этот вопрос меня очень порадовал. Знаете, почему? Потому что в «Академии» чаще всего звучат НЕ лёгкие и НЕ всегда популярные произведения, а люди всё понимают! Значит, мы достигаем своей цели. Как говорил наш великий композитор Георгий Свиридов: «Простота — это сложность, в которую внесена ясность». Мы уже не одну симфонию по полочкам разложили! Это вообще высший пилотаж, ни в одной из известных мне филармоний такого нет — чтобы слушатели безо всяких музыкально-научных терминов понимали строение симфонии. У нас для этого есть особые приёмы, но это секрет фирмы))). Так что музыки ещё много, есть что узнавать.

— Любой ли человек может прийти на такой концерт?

— Возрастные ограничения у нас, как и в других филармониях — 6+. Это, прежде всего, самим слушателям нужно, чтобы погрузиться в процесс. Маленькие дети не могут долго усидеть на месте — работают природные моторчики. А родители их усаживают, уговаривают, ругают. И бедный ребёнок начинает думать, что концерт в филармонии — это какое-то злое место, где он чужой. А мы потом удивляемся, почему в зале молодёжи мало. Да они ещё не забыли «впечатления из детства»…

— Последний вопрос — по теме предстоящего концерта, где будут исполнены фрагменты оперы Глинки «Руслан и Людмила». Правда, что Глинка — это «Пушкин» для русской музыки?

— Пушкин — «солнце русской поэзии», то есть источник света, ясности, простоты и чистоты. Вот и Глинка стал этим светом для русских композиторов. Не стал копировать итальянцев, а пошёл своим путём как первопроходец. За основу взял исконно русские напевы, добавил достижения западных композиторов и свой личный музыкальный гений. В этой опере столько неожиданностей, странностей, музыкальной фантастики, что не верится, что это в середине XIX века было написано. «Марш Черномора», наверное, многие знают, а что сделало его популярным и что за зверь такой «целотонная гамма» — я расскажу в «Академии». И этот марш, и «Восточные танцы» из оперы часто исполняются как концертные номера. Но у нас же не просто концерт, а гид по музыкальному произведению. Поэтому к этим номерам мы добавим и другие фрагменты из оперы. И из всего этого соберём картину «былинной Руси» и расскажем про «дела давно минувших дней».

К опере обратились не случайно — Год театра. Нам бы хотелось обратить внимание слушателей именно на роль оркестра в оперном театре. Ведь установка «опера — это там, где поют», согласитесь, не корректна по отношению к оркестрантам, дирижёру, режиссёру, художнику-сценографу и другим создателям. О первой постановке оперы и её связи с миром насекомых тоже расскажу.

Вообще, «Филармоническая академия» создана для того, чтобы люди удивлялись и радовались при встрече с классикой, делали открытия и окрылялись.

Кстати, постоянные слушатели Филармонической Академии получат приятный подарок от Нижнетагильской филармонии.
Тот, кто прослушал все четыре концерта из нынешнего сезона проекта, получит, во-первых, Сертификат слушателя. Во-вторых, сможет обменять свой Дневник слушателя, в котором отмечены все 4 посещения, на бесплатный билет первого концерта Филармонической академии в следующем сезоне!