История органа

Орган Нижнетагильской филармонии старше многих — если не большинства — своих собратьев в современной России. Он был построен в 1907 году в городе Кристиания (старое название Осло) норвежской фирмой «OLSEN & JØRGENSEN». Его освятили для использования в церкви Fjell kyrkje в Сотра в районе города Бергена 3 ноября 1907 года.

В 1996 году, вскоре после масштабной реконструкции, которая вернула органу первоначальный облик (до этого крупный ремонт производился в 1979 году), инструмент купила церковная община Konnerud. Тогда же инструмент освятили к временному использованию в церкви города Драммен.

В ноябре 2014 года церковная община города Драммен передала трехтонный духовой инструмент Нижнему Тагилу. Духовой орган было решено установить в одном из залов Музея изобразительных искусств.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

История переезда органа на Урал случилась благодаря невероятному стечению обстоятельств и поддержке многих: администрации города Нижний Тагил, немецкой общины города, тогдашнего руководителя филармонии Анны Горнаковой…

Особенно важны в этой уникальной музыкальной истории роли Рубина Абдуллина, ректора Казанской консерватории, и Виктора Ряхина.

…Однажды церковная община Драммена решила приобрести новый инструмент. Органист Виктор Ряхин знал, что старый орган, на котором он работал долгие годы в Норвегии, рискует замолчать навсегда. Музыкант стал узнавать, готов ли кто-то на родине, в России, принять бесценный подарок. Обращался в Архангельск, Казань и Санкт-Петербург.

В это же время в Казанской консерватории училась у профессора Рубина Абдуллина по классу органа Наталья Воронина, тагильская пианистка. Рубин Кабирович, зная о том, что в родном городе его ученицы нет духового органа, загорелся идеей привезти норвежский инструмент в Нижний Тагил.

СОКРОВИЩЕ

В письме норвежского государственного антиквара так сказано про этот инструмент: «…Чисто формально он не охраняется законом, также он установлен в неохраняемой законом церкви. Это означает, что органы охраны культурного наследия не имеют полномочий на определение судьбы инструмента. Но, тем не менее, мы подчеркиваем моральную ответственность, которая требует от нас заботы о нашей культурной истории и, следовательно, серьёзности в обращении с этой ценностью (буквально — „драгоценностью“). Это означает, что с органом, в случае его разборки, должно обращаться таким образом, чтобы это не привело к повреждению инструмента или тех антикварных качеств, которые он представляет».

Каждый духовой орган уникален, поскольку создается не серийно, а по индивидуальному проекту. При всём этом тагильский орган — совершенно особенный. Это не только музыкальный инструмент, но и объект культурного наследия. За свою более чем вековую историю он сохранил не только фасад, но и оригинальную конструкцию, состав регистров (диспозицию), механизм управления.

Орган Нижнетагильской филармонии имеет кегельвиндладу и 14 регистров, разделенных на 2 мануала (клавиатуры для игры руками) и педаль (ножная клавиатура). Воздухонагнетательный механизм инструмента оборудован электромотором, но был сохранён рычаг для ручного наполнения мехов воздухом.

Исторический деревянный корпус органа имеет строгую форму со стрельчатыми завершениями с трёх сторон, его максимальная высота около 4,6 метров. Белый, с небольшими вкраплениями золотистого и голубого, фасад украшает оригинально выстроенный регистр, который частично расположен и по бокам. Корпус органа является одновременно несущей конструкцией для систем распределения воздуха (виндлады), механизмов включения регистров и игровой трактуры, связанной с аппаратом управления, вынесенным за пределы корпуса.

УРАЛЬСКАЯ СЛУЖБА

Говоря о музыкальных качествах инструмента, который ещё только собирались привезти в Нижний Тагил, ректор Казанской государственной консерватории, профессор Рубин Абдуллин отметил: «Звучный хор основных голосов, яркий колорит сольных регистров и глубокое звучание регистров педали дополняют общую звуковую картину инструмента. Pleno organo звучит необычайно празднично и торжественно. Обращает на себя внимание красота звучания каждого регистра и сочетание отдельных групп регистров, а также сбалансированность сольных голосов и регистров сопровождения. Сольные голоса органа необычайно красивы и представляют романтическое направление в норвежском органостроении».

Несколько абонементов Нижнетагильской филармонии посвящены именно органной музыке. Наш орган становится «главным героем» более десяти концертных программ за сезон. Играют на нём как гастролирующие музыканты мирового уровня, так и «своя», тагильская органистка Наталья Воронина, ныне лауреат нескольких международных конкурсов.

Посмотреть концерты в органном зале

Абонементы в Органном зале:
А8. «Притяжение органа»
А9. «Вечера с Натальей Ворониной»
А10. «Библиотека профессора Органа»