Немало людей, которые думают, что ходить куда-то слушать классическую музыку — это тяжелый труд для посвящённых. Куча неписаных правил — и никакого удовольствия.
Конечно же, всё совсем не так!

Как вести себя в филармонии

  • Опаздывать нехорошо, но как быть, если почему-то не попадаешь на концерт вовремя? Все просто: надо дослушать номер из-за закрытых дверей, а в перерыве между произведениями быстро пройти в зал и занять свободное место. Пересесть на место, указанное в билете, желательно только во время антракта.
  • Лучше всего приходить в филармонию за 15-20 минут до концерта. Успеете сдать одежду в гардероб, посмотреть программку (ознакомиться с её содержанием до начала — хороший тон!) или даже сфотографироваться в нашей специальной фотозоне.
  • Проходя на свои места между рядами, старайтесь двигаться так, чтобы находиться лицом к сидящим. Делать наоборот, безусловно, удобнее. Но ровно до того момента, пока кто-то не пройдет мимо вас так же, «спиной».
  • Мобильные телефоны. Ну, вы всё поняли. Оптимальный вариант — беззвучный режим звонка. Совсем беззвучный (вибровызов тоже слышно). В крайнем случае, можно ответить сообщением, хотя активная переписка не есть признак уважения к музыкантам, да и другим слушателям помешает светящийся экран.

Вы уже заметили: правила поведения в филармонии такие же, как в любом другом месте культурного досуга. Однако есть и свои особенности.

1. Аплодисменты. На концертах классической музыки норма — это аплодисменты, которые приветствуют музыкантов, выходящих на сцену. Дирижёру — отдельные приветственные аплодисменты.

Легко сойти за чудака, если хлопать в каждой паузе. Важно: между разными частями внутри одного произведения (например, четырёхчастной симфонии) не принято аплодировать. О количестве частей заранее скажет ведущий/ведущая концерта. Также намекнут, что настало время для аплодисментов, дирижёр (когда отвернётся от оркестра в зал) и солист (когда встанет из-за инструмента или опустит его).
Свистеть и кидать в артистов помидоры в современных филармониях не принято 🙂 А вот дарить цветы (после окончания последней композиции) не возбраняется. При этом самому выходить на сцену не следует. Кстати, букеты в шуршащей упаковке имеют обыкновение привлекать к себе лишнее внимание на протяжении всего концерта. «Беззвучные» цветы — лучший подарок и для музыкантов, и для слушателей.

2. Если вам очень-очень понравился концерт, то можно не только аплодировать, но и крикнуть «браво!». Кстати, это слово по-итальянски означает «молодец». Притом оно мужского рода, так что женщинам вообще-то надо говорить «брава», а оркестру — «брави». Однако у нас вряд ли посмотрят косо на того, кто не знает таких тонкостей.
Прилично ли так сильно выражать свой восторг? Знаете, раньше в оперу ходили дамы, которые эффектно падали в обморок после некоторых арий (как правило, это были профессиональные клакёры, но всё же). Не бойтесь восхищаться!
«Браво», прозвучавшее после заключительного номера концерта, музыканты расшифровывают как «Бис!», то есть просьбу исполнить ещё несколько произведений.

3. Фото. Многие слушатели-новички удивляются, что после концерта в нашей филармонии можно пообщаться и даже сфотографироваться с музыкантами в фойе. Да, у нас есть специальная стена для селфи! Фото во время концерта, разумеется, возможно только без вспышки.

4. Еда и напитки. Ни в коем случае не в зале! Во время концертов в филармонии работает буфет.

5. Дресс-код. Филармонический дресс-код всегда зависит от конкретной площадки. Наша филармония довольно демократична. Ваш наряд должен демонстрировать только то, что вечер общения с высоким музыкальным искусством — особое событие для вас. То есть домашний или спортивный образ явно не подходят. Парфюм должен быть деликатным, чтобы ничто не мешало окружающим погружаться в музыку.
6. Есть у филармонии и Самое Строгое Правило — тут уж никаких разночтений. И это — «тч-ч-ч-ч-чччч!» Тишина.
Когда ты весь обращён в слух, а музыкальная волна уносит тебя все дальше и дальше, самое ужасное — это сосед по ряду, который уверен, что его шёпот «совсем не слышно». Если волнуетесь, что на концерте может запершить в горле, лучше захватить с собой леденцы от кашля.

7. Стыдный вопрос: когда пора бежать в гардероб. Хороший тон — дождаться, когда музыканты покинут сцену, а уж затем двигаться к выходу.

8. И, наконец, самый стыдный вопрос: что делать, если боитесь заскучать на концерте?

Ой, кажется, тут кто-то в плену стереотипов (таких же скучных, как клише «плен стереотипов»)!

Знаете, когда индейцам глухих амазонских лесов ставили музыку Бетховена, они слушали внимательно и с интересом. А историки музыки отмечают, что то, что мы считаем сегодня «классическими произведениями», создавалось для самой широкой аудитории. Поняли, к чему мы клоним?

В этом и есть мощь классики: она «говорит» с каждым. Конечно, бывает музыка, для восприятия которой требуются усилия и даже некоторая подготовка. Однако в Нижнетагильской филармонии, как правило, исполняется музыка, которая понятна многим. Особая «высокоинтеллектуальность» и даже музыкальное образование не требуются для того, чтобы получать удовольствие. Главное — сосредоточиться на музыке и позволить ей вести за собой ваши чувства.

На джазовых концертах у нас бывает, что и танцуют. Когда «душа поёт» в унисон основному настроению зала, то почему бы и нет — если вы никому не мешаете.