Нижнетагильская филармония — одна из первых муниципальных и одна из самых молодых филармоний в России. Она была образована в 1995 году. За годы работы филармонии в Нижнем Тагиле были проведены более 5000 концертов классической, джазовой, эстрадной и народной музыки.
В составе филармонии — три собственных оркестра. Каждый является лауреатом международных конкурсов. Первым коллективом городской концертной организации стал оркестр «Тагильские гармоники» под управлением Владимира Капкана. В 2009 году был создан камерный оркестр «Демидов-камерата». В 2010 году в состав филармонии вошёл муниципальный духовой оркестр, получивший новое название «Тагил-бэнд». Объединение «Демидов-камерата» и «Тагил-бэнда» позволило получить оркестр малого симфонического состава, что значительно расширило репертуар филармонии, а также позволило приглашать именитых солистов и дирижёров.
Долгое время у филармонии не было постоянной концертной площадки. В 2017 году организация переехала в помещения бывшего Дома политического просвещения («Общественно-политический центр») в самом центре города.
Это здание было построено как как центр политической пропаганды в 1985 году. Его возвели по оригинальному проекту тагильских архитекторов В. И. Солтыса, А. И. Обухова, С. И. Шейченко в одном из самых красивых мест города. Примерно за 20 лет до открытия Дома политпросвещения здесь же была заложена аллея, где растут редкие для Урала породы деревьев (пирамидальный тополь, дуб, голубая ель, персидская сирень и др.).
Сегодня в главном здании филармонии расположены два концертных зала (Большой на 657 мест и Камерный на 80 мест), Малый зал для проведения лекций и семинаров, репетиционные помещения и кабинеты административного состава филармонии. В 2019 году на сцене Большого зала появился концертный рояль премиум-класса C. Bechstein — подарок мецената, заслуженного металлурга РСФСР и почётного гражданина Нижнего Тагила М. И. Аршанского.
В декабре 2014 года Нижнетагильская филармония получила в дар от церкви города Драммен (Норвегия) духовой антикварный орган 1907 года постройки. Сейчас этот инструмент входит в число старейших органов России. После его установки в одном из залов Музея изобразительных искусств филармония получила возможность регулярно проводить органные концерты.
Нижнетагильская филармония является организатором ряда конкурсов и фестивалей. В их числе, например, Всероссийский Приваловский музыкальный форум, посвящённый развитию коллективного исполнительства на народных инструментах. Совместно с музыкальными школами и специализированными колледжами филармония ежегодно организует проект «Большая сцена для юных музыкантов», где молодые таланты пробуют себя в роли солистов, выступая на одной сцене с профессиональным оркестром.
27.01.2011 Чтобы полюбить филармонию, надо там хотя бы раз побывать /Тагильский Вариант!
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Цивилизованность общества тесно связана с его традициями, историей и культурой. Мы просто не имеем права называть себя культурными людьми, если наши театры, филармонии, музеи пусты и безлюдны. Если в «кабаках табачный дым» для нас дороже духовной пищи и созерцания прекрасного. О развитие культуры в Тагиле и о ее музыкальной составляющей, в частности, я решил поговорить с директором Нижнетагильской Филармонии Анной Дмитриевной Горнаковой.
ТВ: — Анна Дмитриевна, что на сегодняшний день представляет из себя Нижнетагильская филармония?
Горнакова: — Это три больших серьезных коллектива: во-первых, оркестр «Тагильские гармоники», с которого и началось создание филармонии; в конце 2008 года создан камерный оркестр «Демидов-камерата»; и третий коллектив, пришедший к нам летом 2010 года, — Муниципальный духовой оркестр. На базе их выступлений и формируется концертный календарь филармонии.
«ТВ»: — Как много проводится концертов?
Горнакова: — В прошлом году мы провели 235 концертов. В их число входят и концерты на школьных и дошкольных площадках, так называемые концерты-лекции. Эти выступления направлены на подготовку маленьких слушателей, они знакомят их с классической музыкой, с инструментами, которые можно не только посмотреть, но и потрогать.
«ТВ»: — Как давно и как часто проводятся эти детские программы?
Горнакова: — Очень давно. 16 лет существует филармония, и 16 лет проходят эти программы. Порядка двадцати школ в год откликаются. Но мы готовы работать с гораздо большим количеством школ.
«ТВ»: — 235 концертов в год насколько физически сложно провести?
Горнакова: — Тяжело только по причине нашей неустроенности. Техническое оснащение очень слабое, у нас нет своего транспорта.
«ТВ»: — Чего еще нет? Какие трудности?
Горнакова: — У нас нет органа… Хотя в городе есть музыкант-органист Наталья Воронина, которая у нас работает. Таких специалистов не много и по всей стране, а в нашем городе она вообще одна. Поэтому иметь органиста в Тагиле и не иметь возможности слышать эту музыку — наверное, неправильно.
«ТВ»: — А управление культуры не помогает решать вопросы с транспортом, с органом?
Горнакова: — Вопрос приобретения органа достаточно сложный, это очень дорогой инструмент. Если бы нашелся меценат, любитель музыки, ценитель этого искусства, который сказал бы: «Ребята, я даю вам столько-то денег, а вы добавьте» или спросил бы: «Сколько у вас есть? Я добавлю», — мы были бы счастливы. Цена вопроса — порядка полумиллиона рублей.
«ТВ»: — Это очень важное и нужное приобретение. И получается, пока не будет мецената, город не получит орган?
Горнакова: — У города, наверное, нет таких возможностей. Еще одна серьезная проблема — отсутствие концертного рояля. Тот, которым мы располагаем — это, в лучшем случае, репетиционный инструмент. Многие музыканты-пианисты высочайшего уровня не едут к нам именно потому, что у нас нет рояля в городе.
«ТВ»: — Нет органа, нет рояля. Управление культуры пытается как-то решить эти вопросы? Почему бы им не поискать мецената? Почему бы это не заложить в бюджет? Как давно эти вопросы стоят?
Горнакова: — Всегда. 16 лет филармонии — и 16 лет у нее нет своей площадки. Ни для кого не секрет, что концертную площадку КДК «Современник» мы арендуем. Очень надеемся на реконструкцию этого здания, и, возможно, тогда здесь появятся подходящие условия. Я не знаю, имеет ли возможность Управление культуры заниматься этим вопросом.
«ТВ»: — А кто этим должен заниматься?
Горнакова: — Первостепенно это задача самой филармонии.
«ТВ»: — А, вообще, вас власть слышит? Идет вам навстречу? Или у нас филармония сама решает все свои проблемы?
Горнакова: — Пока нам приходится решать проблемы самим.
«ТВ»: — Как вы считаете, в ближайшее время у вас будет возможность самим заработать на концертный рояль и орган?
Горнакова: — Я думаю, что нет…
«ТВ»: — Давайте поговорим о тенденциях. С годами больше людей стало приходить в филармонию, меньше или посещаемость остается на одном уровне?
Горнакова: — Та музыка, которой мы занимаемся — это продукт, который не может быть «съеден» всем населением. Это не кино. К такой музыке надо быть готовым. Или с детства быть воспитанным на ее восприятии, или с возрастом придти к этому. Есть основной костяк — это та публика, вокруг которой и для которой вся концертная жизнь существует. Они не могут жить без этой музыки. В последнее время мы усилили рекламную активность, потому что у нас в городе даже не все знали, что есть филармония.
«ТВ»: — На самом деле, и сейчас не все знают. Перед нашим разговором я провел небольшой опрос и выяснил, что многим людям это интересно, и они готовы сходить в филармонию, послушать качественную музыку, но не знают, какие мероприятия проводятся, где и когда. Как вы планируете усилить работу по информированию населения?
Горнакова: — Практически все СМИ бесплатно дают информацию о наших мероприятиях, понимая, что мы не та организация, на которой можно заработать. Хотелось бы, конечно, давать больше информации, но нет финансовой возможности.
ТВ: — Сейчас вам выделяется здание бывшей библиотеки на улице Циолковского. Там требуется серьезный ремонт, кроме этого, вы хотите переоборудовать читальный зал на комфортный малый концертный зал на 200 человек. Филармония своими силами будет готовить эту концертную площадку?
Горнакова: — Очень сложный вопрос. Нам одним это пока не потянуть, но мы будем прилагать все усилия.
«ТВ»: — Вы не боитесь, что это затянется на много лет?
Горнакова: — Очень боимся. Хочется, чтобы нам каким-то образом помогли. У администрации города понимание есть, не просто так ведь они выделяют помещение.
«ТВ»: — Понимание есть, а денег нет?
Горнакова: — Денег нет.
«ТВ»: — Вообще, в культуру какие-то средства вкладываются или нет?
Горнакова: — Политика государства такова: выживет тот, кто востребован, нравится нам это или нет. «Ребята, если вы нужны, значит, вы будете зарабатывать. Будете зарабатывать — будете продолжать существовать». Но филармония — не то направление культуры, которое может заработать много денег.
«ТВ»: — Кто ваш зритель?
Горнакова: — В основной своей массе — это женщины, старше 45 лет. Бывают, конечно, и школьники, и студенты. Это не только в нашей филармонии — это во всем мире так.
«ТВ»: — Молодежь ходит?
Горнакова: — Очень мало. Молодежь не приучена к серьезной музыке.
«ТВ»: — А как ее приучить?
Горнакова: — Я считаю, со школьных лет нужно воспитывать потребность в классической музыке.
«ТВ»: — Вы сказали, что все начинается со школы, с детских концертов, то есть с младых ногтей нужно приучать. Но в то же время 16 лет проходят концерты для детей, а количество молодежи в филармонии не увеличивается. Почему так происходит?
Горнакова: — Наверное, потому что этого мало…
«ТВ»: — За несколько дней до разговора с вами я спрашивал у знакомых, бывают ли они в филармонии, и большинство ответило «нет». Посмотрел статистику опроса на вашем сайте: «Сколько раз в год вы посещаете наши концерты?» — «Ни разу не был» — 43%, «1-2 раза в месяц» — всего 4%. На вопрос: “Почему?«,- отвечают: «Не знаю». «Ты бы хотел в филармонию сходить?» — «Да». Как вы можете это прокомментировать? Нет же у людей какой-то агрессии, неприятия. Не в этом же дело.
Горнакова: — Недостаточная информированность. Мы в этом направлении не дорабатываем, скорее всего. Это основная причина. Есть и другие, но нас это не оправдывает. С молодежью мы должны работать более плотно.
«ТВ»: — Человек никогда в жизни не был в филармонии. Что вы можете ему сказать, чтобы он захотел придти к вам на концерт?
Горнакова: — Это очень сложный вопрос. Для того чтобы сказать слова, которые бы услышали и подействовали, надо подумать…
«ТВ»: — Согласны ли вы с утверждением, что, чтобы полюбить эту музыку, полюбить филармонию, надо там хотя бы один раз побывать?
Горнакова: — Да. Во-первых, надо обязательно побывать. Во-вторых, желательно сразу побывать на большом концерте. На концерте, где ты услышишь мастеров высокого класса.
«ТВ»: — Получается, любой человек может найти что-то, что ему по душе?
Горнакова: — Да, жанров много, коллективы очень разные. Но полные залы не собираются…
ТВ: — Может, людям просто не до музыки в современной России?
Горнакова: — Может быть… Наверное, житейские проблемы затягивают, и потом, поднять себя и сходить в филармонию не у каждого получается…
«ТВ»: — Как часто проходят концерты?
Горнакова: — Практически каждую неделю
«ТВ»: — Одно из направлений вашей работы — концерты для будущих мам. Что это такое? Чем они отличаются от обычных?
Горнакова: — Самое главное — это подбор музыки. Она должна положительно повлиять на ребенка в утробе матери. Спокойная, мелодичная, умиротворяющая…
«ТВ»: — Какие отзывы об этих концертах?
Горнакова: — Самые положительные.
«ТВ»: — Какие планы на год? Какие мероприятия готовите?
Горнакова: — В ближайшее время, с 18 по 21 февраля, пройдет очень интересный фестиваль «Зимние дни гармоники» — это конкурс оркестров и ансамблей гармоники со всей области. Может быть, приедут и зарубежные коллективы.
«ТВ»: — Где он будет проходить?
Горнакова: — В городском Дворце молодежи. Первый день — открытие фестиваля. Второй — выступления гостей, в третий — гала-концерт. Также в феврале солисты оперных театров Москвы будут выступать у нас в сопровождении оркестра «Демидов-Камерата». Концерт такого формата пройдет в Нижнем Тагиле впервые.
«ТВ»: — Как человеку, который хочет попасть в филармонию, узнать расписание концертов, время и место их проведения?
Горнакова: — На нашем сайте www. muza-nt. ru. Также работает касса в КДК «Современник», где можно получить всю информацию. Нам всегда можно позвонить по телефонам: 41-98-56, 46-50-56.
«ТВ»: — От коллектива нашей газеты желаю вам творческих успехов.
Горнакова: — Приглашаем всех жителей города на наши концерты.
С директором Нижнетагильской филармонии Анной Дмитриевной ГОРНАКОВОЙ беседовал Егор БЫЧКОВ
29.09.2011 Тагильские музыканты открыли филармонический сезон /Тагильский Вариант!
06.09.2012 С совершеннолетием! /Тагильский Вариант!
06.09.2012 Вновь музыка звучит /Тагильский Вариант!
29.08.2013 Раушпфайф, дудельзак, темнокожая вокалистка и два симфонических оркестра… /АН «Между строк»
10.09.2015 Осенний фейерверк /Тагильский Вариант!
31.01.2020 Нижнетагильской филармонии – 25 . Здесь музыка чарует страстно! /«Тагильский рабочий»
03.02.2020 «Гармония чувств, гармония музыки». Нижнетагильская филармония отметила юбилей /TagilCity.ru
03.02.2020 Нижнетагильская филармония отметила 25-летие грандиозным гала-концертом /Афиша МС
03.02.2020 Нижнетагильская филармония отпраздновала 25-летний юбилей /официальный сайт города Нижний Тагил
№ 2 (78) февраль 2020 От гармоник до симфонического оркестра /Культура Урала, с. 10-13
Такой творческий путь прошла за 25 лет Нижнетагильская филармония
В Доме музыки, что в самом центре города, обычный рабочий день. В Большом зале идет прогон концерта, а в Камерном только что закончилась репетиция оркестра «Тагильские гармоники», и на стульях «отдыхают» инструменты. Заняты своей работой отделы организации слушателей, рекламы, планирования творческой деятельности. Все «по-взрослому» в молодой по возрасту муниципальной филармонии. Как же это начиналось?
«ФАНТАСТИКО!» Баяниста оркестра «Тагильские гармоники» Василия Харченко сравнение его 25-летней давности решения с авантюрой рассмешило:
— И, правда, это был рискованный шаг! Уйти с должности преподавателя музыкальной школы, где все привычно и знакомо, на работу в учреждение искусства, которого никогда не было в Нижнем Тагиле! В только что созданную на базе небольшого оркестра гармоник филармонию, будущее которой в тяжелые 1990-е годы было туманным. Но меня привлекала возможность творчества, и, после долгих раздумий, закончив работу с выпускным классом, я решился. Убедил меня Владимир Иванович Капкан — создатель «Тагильских гармоник», будущий главный дирижер филармонии. Он как стратег видел перспективу, не боялся проблем, вместе с нами, в спорах, обсуждал пути их решения. И была крепкая поддержка «новорожденному» учреждению от мэра города Николая Диденко и начальника управления культуры, профессионального музыканта Лилии Парменовой. Окрыляли и первые международные награды оркестра «Тагильские гармоники». Сначала Гран-при на конкурсе в итальянском городе Кастельфидардо. Вспоминаю, как жюри, не говоря уже о публике, начало притоптывать в лад нашим наигрышам, а одна из слушательниц, восхищенная мастерством игры на крошечных гармониках Якова Герта, воскликнула: «Фантастико!» Потом были успешные выступления на фестивалях и конкурсах за рубежом и в России, недавно оркестр получил Гранпри на конкурсе в Уфе. Сегодня он — один из трех оркестров Нижнетагильской филармонии. А то, что именно этот коллектив, единственный в России профессиональный оркестр гармоник, стал прочной основой для ее развития — вовсе не фантастика, а ежедневный труд и заслуженное признание.
«ДВОРЦОВАЯ ЖИЗНЬ» Елена Цыпушкина, музыковед, лектор вспоминает первые годы работы филармонии:
— Ни площадки для репетиций, ни зала, и так было долго. Я вела концерты без микрофона, его просто не было. Сначала филармонию приютил Дворец культуры школьников (там под лестницей репетировали), потом — Дворец молодежи, где и без нас коллективам было тесно. Но лектории в школах мы уже тогда проводили, и публики на концертах было достаточно. Для Свердловской областной филармонии Нижний Тагил издавна служил дополнительной сценой, с шикарной программой, например, выступало Уральское трио баянистов. Так что тагильчане ходили на концерты приглашенных знаменитых музыкантов, не особо обращая внимание на отсутствие комфорта в зале. Благодаря поддержке со стороны областной филармонии, ассоциации концертных организаций Урала, в Нижнем Тагиле выступали звезды мировой величины — Николай Петров, Юрий Башмет, Даниил Крамер. «Дворцовая жизнь» закончилась, когда муниципалитет передал филармонии здание бывшего Дома политпросвещения. Такой творческий путь прошла за 25 лет Нижнетагильская филармония. Теперь у нас и Большой зал на 700 мест и малый — Камерный. Органисты выступают в зале Музея изобразительных искусств, где установлен подаренный Нижнему Тагилу «король» музыкальных инструментов. Благодаря тагильским спонсорам филармония получила концертный рояль высшего класса, о котором мы давно мечтали. Стало возможным проведение не только лектория для подрастающего поколения, но большого цикла концертов для юношества о музыкальных профессиях, разных жанрах и о музыке вокруг нас. Растем, одним словом!
«О НАС УЗНАЛИ ЗА УРАЛОМ» Евгения Главатских, музыкант, руководитель отдела планирования Нижнетагильской филармонии:
— Симфонический оркестр, камерный — то, на чем, как правило, зиждется филармония, а нашу «поставили на рельсы» гармоники. Владимир Иванович Капкан оптимистично заявлял: «Чтобы создать камерный оркестр, надо хоть с чего-то начать!» Мы начали с создания трио — скрипка, виолончель, фортепиано. В составе: Татьяна Цыпушкина — фортепиано, Анна Конышева — скрипка, Евгения Главатских — виолончель. Выступали 11 лет, гастролировали в Тюмени, Челябинске, Удмуртии. О нас узнали не только на Урале, мы стали лауреатами международных конкурсов. С 2000 года я была и концертирующим музыкантом, и руководителем отдела планирования. Совместительство — обычная практика для нашего учреждения, ведь поначалу сильно желающих работать в филармонии не было, в музыкальной среде города к ней относились скептически. Это теперь, когда мы обзавелись хорошей материальной базой, «собрались» все в одном музыкальном доме, заявили о себе успешно реализованными амбициозными проектами, Нижнетагильская филармония обрела авторитет и признание. Подтверждение тому — Приваловский форум, который привлек лучшие в России оркестры народных инструментов и среди них звезду первой величины — Государственный оркестр имени Андреева. Оперные спектакли филармонии обычно не ставят, а мы рискнули! Совместный такой проект оркестра «Демидов-камерата» под управлением Владимира Капкана и Нижнетагильского драматического театра с участием солистов музыкальных театров Екатеринбурга стал для тагильских любителей классической музыки роскошным подарком. Впрочем, академические пристрастия нашего главного дирижера давно известны, как и большое желание маэстро привлечь тагильчан к музыкальной классике.
«НАМ МНОГОЕ ПО СИЛАМ, и не надо бояться трудностей, — не устает повторять коллегам Капкан. — Смысл существования филармонии в том, чтобы формировать музыкальный вкус слушателей. А это значит — отбирать в репертуар лучшие образцы классики. Даже в творчестве композитора-песенника мы должны показывать художественные достоинства произведения», — убеждал Владимир Иванович разгоряченных участников дискуссий о репертуаре. Откуда он сам, такой убежденный? Коренной тагильчанин, получивший начальное музыкальное образование в одной из здешних ДМШ. Преподаватель Нина Максимовна Кныш привлекла юного аккордеониста в только что созданный оркестр. Дальше — музыкальное училище в родном городе, где руководитель оркестра народных инструментов Олег Данилович Попов оттачивал исполнительские навыки Владимира, а первые навыки дирижера студент получил у другого преподавателя — Юрия Лазаревича Трапезникова. В Уральскую консерваторию выпускник музучилища уже шел целенаправленно, на учебу в класс дирижирования к Петру Ивановичу Горбунову, народному артисту России, главному дирижеру Свердловского театра музкомедии. «Эти люди помогли мне сформироваться как дирижеру, привили интерес к симфонической музыке», — с благодарностью говорит о наставниках Капкан. Он и сам стал наставником молодых музыкантов, много лет проработав преподавателем Нижнетагильского колледжа искусств.
…Мы вместе листаем глянцевые страницы солидного по объему концертного календаря ХХV юбилейного сезона Нижнетагильской филармонии. Впечатляют имена исполнителей, ярких звезд в музыкальном мире: Даниил Крамер и Иван Бессонов (фортепиано), органисты Кензуки Огира, (Япония) и Лоренцо Гьельми (Италия), саксофонист Батист Эрбин (Франция).
— Когда я впервые пригласил Крамера выступить в Нижнем Тагиле, Даниил Борисович попросил выслать документы незнакомой ему филармонии, что мы и сделали. Теперь, чтобы прославленный музыкант откликнулся на наше приглашение, достаточно телефонного звонка, — замечает Капкан. — Даниил Крамер и другие приезжающие к нам с концертами российские и зарубежные музыканты говорят: «Мы под большим впечатлением от тагильской публики, от того, как нас принимают, как организованы выступления».
Творчество музыкантов Нижнетагильской филармонии в юбилейном сезоне представлено яркими премьерами, «Время первых» — одна из них. В концертную программу включены произведения Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Прокофьева. «Синтез двух наших коллективов — оркестра «Демидов-камерата» и эстрадно-духового «Тагил-бэнда» — позволил играть музыку другого уровня. Симфонические концерты — вот то, что мы и представить себе не могли 25 лет назад», — гордость в голосе маэстро. Теперь он хочет расширить жанровые рамки, включить в программу вокально-инструментальные сочинения, чтобы в сопровождении оркестра звучали кантаты, оратории. «Такие произведения производят на слушателей большое эмоциональное впечатление, а меня привлекает работа с интересными солистами», — увлечен новым замыслом главный дирижер. Отсутствие хоровых коллективов высокого уровня его не смущает:
— Студенческий хор уже был когда-то в Нижнем Тагиле, почему бы не создать такой сегодня, — задумчиво произносит Владимир Капкан. — С чего-то же надо начинать!
29.05.2024 НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ТОРЖЕСТВЕННО ЗАВЕРШИЛА 29-Й ТВОРЧЕСКИЙ СЕЗОН/«Тагильский рабочий» © tagilka.ru