ИСТОРИЯ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ филармонии

ИСПОЛНИТЕЛИ


27.01.2011 Чтобы полюбить филармонию, надо там хотя бы раз побывать /Тагильский Вариант!

29.09.2011 Тагильские музыканты открыли филармонический сезон /Тагильский Вариант!

06.09.2012 С совершеннолетием! /Тагильский Вариант!

06.09.2012 Вновь музыка звучит /Тагильский Вариант!

29.08.2013 Раушпфайф, дудельзак, темнокожая вокалистка и два симфонических оркестра… /АН «Между строк»

10.09.2015 Осенний фейерверк /Тагильский Вариант!

31.01.2020 Нижнетагильской филармонии – 25 . Здесь музыка чарует страстно! /«Тагильский рабочий»

03.02.2020 «Гармония чувств, гармония музыки». Нижнетагильская филармония отметила юбилей /TagilCity.ru

03.02.2020 Нижнетагильская филармония отметила 25-летие грандиозным гала-концертом /Афиша МС

03.02.2020 Нижнетагильская филармония отпраздновала 25-летний юбилей /официальный сайт города Нижний Тагил

№ 2 (78) февраль 2020 От гармоник до симфонического оркестра /Культура Урала, с. 10-13

От гармоник до симфонического оркестра

Такой творческий путь прошла за 25 лет Нижнетагильская филармония

В Доме музыки, что в самом центре города, обычный рабочий день. В Большом зале идет прогон концерта, а в Камерном только что закончилась репетиция оркестра «Тагильские гармоники», и на стульях «отдыхают» инструменты. Заняты своей работой отделы организации слушателей, рекламы, планирования творческой деятельности. Все «по-взрослому» в молодой по возрасту муниципальной филармонии. Как же это начиналось?

«ФАНТАСТИКО!» Баяниста оркестра «Тагильские гармоники» Василия Харченко сравнение его 25-летней давности решения с авантюрой рассмешило:
— И, правда, это был рискованный шаг! Уйти с должности преподавателя музыкальной школы, где все привычно и знакомо, на работу в учреждение искусства, которого никогда не было в Нижнем Тагиле! В только что созданную на базе небольшого оркестра гармоник филармонию, будущее которой в тяжелые 1990-е годы было туманным. Но меня привлекала возможность творчества, и, после долгих раздумий, закончив работу с выпускным классом, я решился. Убедил меня Владимир Иванович Капкан — создатель «Тагильских гармоник», будущий главный дирижер филармонии. Он как стратег видел перспективу, не боялся проблем, вместе с нами, в спорах, обсуждал пути их решения. И была крепкая поддержка «новорожденному» учреждению от мэра города Николая Диденко и начальника управления культуры, профессионального музыканта Лилии Парменовой. Окрыляли и первые международные награды оркестра «Тагильские гармоники». Сначала Гран-при на конкурсе в итальянском городе Кастельфидардо. Вспоминаю, как жюри, не говоря уже о публике, начало притоптывать в лад нашим наигрышам, а одна из слушательниц, восхищенная мастерством игры на крошечных гармониках Якова Герта, воскликнула: «Фантастико!» Потом были успешные выступления на фестивалях и конкурсах за рубежом и в России, недавно оркестр получил Гранпри на конкурсе в Уфе. Сегодня он — один из трех оркестров Нижнетагильской филармонии. А то, что именно этот коллектив, единственный в России профессиональный оркестр гармоник, стал прочной основой для ее развития — вовсе не фантастика, а ежедневный труд и заслуженное признание.

«ДВОРЦОВАЯ ЖИЗНЬ» Елена Цыпушкина, музыковед, лектор вспоминает первые годы работы филармонии:
— Ни площадки для репетиций, ни зала, и так было долго. Я вела концерты без микрофона, его просто не было. Сначала филармонию приютил Дворец культуры школьников (там под лестницей репетировали), потом — Дворец молодежи, где и без нас коллективам было тесно. Но лектории в школах мы уже тогда проводили, и публики на концертах было достаточно. Для Свердловской областной филармонии Нижний Тагил издавна служил дополнительной сценой, с шикарной программой, например, выступало Уральское трио баянистов. Так что тагильчане ходили на концерты приглашенных знаменитых музыкантов, не особо обращая внимание на отсутствие комфорта в зале. Благодаря поддержке со стороны областной филармонии, ассоциации концертных организаций Урала, в Нижнем Тагиле выступали звезды мировой величины — Николай Петров, Юрий Башмет, Даниил Крамер. «Дворцовая жизнь» закончилась, когда муниципалитет передал филармонии здание бывшего Дома политпросвещения. Такой творческий путь прошла за 25 лет Нижнетагильская филармония.  Теперь у нас и Большой зал на 700 мест и малый — Камерный. Органисты выступают в зале Музея изобразительных искусств, где установлен подаренный Нижнему Тагилу «король» музыкальных инструментов. Благодаря тагильским спонсорам филармония получила концертный рояль высшего класса, о котором мы давно мечтали. Стало возможным проведение не только лектория для подрастающего поколения, но большого цикла концертов для юношества о музыкальных профессиях, разных жанрах и о музыке вокруг нас. Растем, одним словом!

«О НАС УЗНАЛИ ЗА УРАЛОМ» Евгения Главатских, музыкант, руководитель отдела планирования Нижнетагильской филармонии:
— Симфонический оркестр, камерный — то, на чем, как правило, зиждется филармония, а нашу «поставили на рельсы» гармоники. Владимир Иванович Капкан оптимистично заявлял: «Чтобы создать камерный оркестр, надо хоть с чего-то начать!» Мы начали с создания трио — скрипка, виолончель, фортепиано. В составе: Татьяна Цыпушкина — фортепиано, Анна Конышева — скрипка, Евгения Главатских — виолончель. Выступали 11 лет, гастролировали в Тюмени, Челябинске, Удмуртии. О нас узнали не только на Урале, мы стали лауреатами международных конкурсов. С 2000 года я была и концертирующим музыкантом, и руководителем отдела планирования. Совместительство — обычная практика для нашего учреждения, ведь поначалу сильно желающих работать в филармонии не было, в музыкальной среде города к ней относились скептически. Это теперь, когда мы обзавелись хорошей материальной базой, «собрались» все в одном музыкальном доме, заявили о себе успешно реализованными амбициозными проектами, Нижнетагильская филармония обрела авторитет и признание. Подтверждение тому — Приваловский форум, который привлек лучшие в России оркестры народных инструментов и среди них звезду первой величины — Государственный оркестр имени Андреева. Оперные спектакли филармонии обычно не ставят, а мы рискнули! Совместный такой проект оркестра «Демидов-камерата» под управлением Владимира Капкана и Нижнетагильского драматического театра с участием солистов музыкальных театров Екатеринбурга стал для тагильских любителей классической музыки роскошным подарком. Впрочем, академические пристрастия нашего главного дирижера давно известны, как и большое желание маэстро привлечь тагильчан к музыкальной классике.

«НАМ МНОГОЕ ПО СИЛАМ, и не надо бояться трудностей, — не устает повторять коллегам Капкан. — Смысл существования филармонии в том, чтобы формировать музыкальный вкус слушателей. А это значит — отбирать в репертуар лучшие образцы классики. Даже в творчестве композитора-песенника мы должны показывать художественные достоинства произведения», — убеждал Владимир Иванович разгоряченных участников дискуссий о репертуаре. Откуда он сам, такой убежденный? Коренной тагильчанин, получивший начальное музыкальное образование в одной из здешних ДМШ. Преподаватель Нина Максимовна Кныш привлекла юного аккордеониста в только что созданный оркестр. Дальше — музыкальное училище в родном городе, где руководитель оркестра народных инструментов Олег Данилович Попов оттачивал исполнительские навыки Владимира, а первые навыки дирижера студент получил у другого преподавателя — Юрия Лазаревича Трапезникова. В Уральскую консерваторию выпускник муз­училища уже шел целенаправленно, на учебу в класс дирижирования к Петру Ивановичу Горбунову, народному артисту России, главному дирижеру Свердловского театра музкомедии. «Эти люди помогли мне сформироваться как дирижеру, привили интерес к симфонической музыке», — с благодарностью говорит о наставниках Капкан. Он и сам стал наставником молодых музыкантов, много лет проработав преподавателем Нижнетагильского колледжа искусств.
…Мы вместе листаем глянцевые страницы солидного по объему концертного календаря ХХV юбилейного сезона Нижнетагильской филармонии. Впечатляют имена исполнителей, ярких звезд в музыкальном мире: Даниил Крамер и Иван Бессонов (фортепиано), органисты Кензуки Огира, (Япония) и Лоренцо Гьельми (Италия), саксофонист Батист Эрбин (Франция).
— Когда я впервые пригласил Крамера выступить в Нижнем Тагиле, Даниил Борисович попросил выслать документы незнакомой ему филармонии, что мы и сделали. Теперь, чтобы прославленный музыкант откликнулся на наше приглашение, достаточно телефонного звонка, — замечает Капкан. — Даниил Крамер и другие приезжающие к нам с концертами российские и зарубежные музыканты говорят: «Мы под большим впечатлением от тагильской публики, от того, как нас принимают, как организованы выступления».
Творчество музыкантов Нижнетагильской филармонии в юбилейном сезоне представлено яркими премьерами, «Время первых» — одна из них. В концертную программу включены произведения Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Прокофьева. «Синтез двух наших коллективов — оркестра «Демидов-камерата» и эстрадно-духового «Тагил-бэнда» — позволил играть музыку другого уровня. Симфонические концерты — вот то, что мы и представить себе не могли 25 лет назад», — гордость в голосе маэстро. Теперь он хочет расширить жанровые рамки, включить в программу вокально-инструментальные сочинения, чтобы в сопровождении оркестра звучали кантаты, оратории. «Такие произведения производят на слушателей большое эмоциональное впечатление, а меня привлекает работа с интересными солистами», — увлечен новым замыслом главный дирижер. Отсутствие хоровых коллективов высокого уровня его не смущает:
— Студенческий хор уже был когда-то в Нижнем Тагиле, почему бы не создать такой сегодня, — задумчиво произносит Владимир Капкан. — С чего-то же надо начинать!

[свернуть]