История органа

Орган Нижнетагильской филармонии старше многих своих собратьев в современной России. Он был построен в 1907 году в городе Кристиания (старое название Осло) норвежской фирмой «OLSEN & JØRGENSEN». Его освятили 3 ноября 1907 года для использования в церкви Fjell kyrkje в Бергене — городе, в котором жил великий норвежский композитор Эдвард Григ.

В 1996 году, вскоре после масштабной реконструкции, которая вернула органу первоначальный облик (до этого крупный ремонт производился в 1979 году), инструмент купила церковная община Konnerud. Тогда же инструмент освятили к временному использованию в церкви города Драммен.
В ноябре 2014 года церковная община города Драммен безвозмездно передала трёхтонный духовой инструмент Нижнему Тагилу. Орган решили установить в одном из залов Музея изобразительных искусств.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

История переезда органа на Урал случилась благодаря невероятному стечению обстоятельств и поддержке многих: администрации города Нижний Тагил, немецкой общины города, тогдашнего руководителя филармонии Анны Горнаковой…
Особенно важны в этой уникальной музыкальной истории роли Рубина Абдуллина, ректора Казанской консерватории, и Виктора Ряхина.
…Однажды церковная община Драммена решила приобрести новый инструмент. Органист Виктор Ряхин знал, что старый орган, на котором он работал долгие годы в Норвегии, рискует замолчать навсегда. Музыкант стал узнавать, готов ли кто-то на родине, в России, принять бесценный подарок. Обращался в Архангельск, Казань, Санкт-Петербург.
В это же время в Казанской консерватории у профессора Рубина Абдуллина училась по классу органа аспирантка из Нижнего Тагила. Рубин Кабирович, зная о том, что в родном городе Натальи Ворониной нет духового органа, загорелся идеей привезти норвежский инструмент в Нижний Тагил.

СОКРОВИЩЕ

В письме норвежского государственного антиквара так сказано про этот инструмент:
«…Чисто формально он не охраняется законом, также он установлен в неохраняемой законом церкви. Это означает, что органы охраны культурного наследия не имеют полномочий на определение судьбы инструмента. Но, тем не менее, мы подчёркиваем моральную ответственность, которая требует от нас заботы о нашей культурной истории и, следовательно, серьёзности в обращении с этой ценностью (буквально — „драгоценностью“). Это означает, что с органом, в случае его разборки, должно обращаться таким образом, чтобы это не привело к повреждению инструмента или тех антикварных качеств, которые он представляет».

Каждый духовой орган уникален, поскольку создаётся не серийно, а по индивидуальному проекту. При всём этом тагильский орган — совершенно особенный. Это не только музыкальный инструмент, но и объект культурного наследия. За свою более чем вековую историю он сохранил не только фасад, но и оригинальную конструкцию, состав регистров (диспозицию), механизм управления.
Исторический деревянный корпус инструмента имеет строгую форму, а его максимальная высота около 4,6 метров. Орган Нижнетагильской филармонии имеет кегельвиндладу и 14 регистров, разделённых на 2 мануала (клавиатуры для игры руками) и педаль (ножная клавиатура). Воздухонагнетательный механизм инструмента оборудован электромотором, но был сохранён рычаг для ручного наполнения мехов воздухом.
Была даже такая история: во время концерта, посвящённого музыке И. С. Баха, отключилось электричество. Мотор, нагнетающий воздух, остановился. Однако сотрудники филармонии принялись вручную накачивать воздух. Это довольно тяжёлая работа, зато концерт удалось спасти.

УРАЛЬСКАЯ СЛУЖБА

Описывая музыкальные качества инструмента, который ещё только собирались привезти в Нижний Тагил, ректор Казанской государственной консерватории, профессор Рубин Абдуллин отметил:
«Звучный хор основных голосов, яркий колорит сольных регистров и глубокое звучание регистров педали дополняют общую звуковую картину инструмента. Pleno organo звучит необычайно празднично и торжественно. Обращает на себя внимание красота звучания каждого регистра и сочетание отдельных групп регистров, а также сбалансированность сольных голосов и регистров сопровождения. Сольные голоса органа необычайно красивы и представляют романтическое направление в норвежском органостроении».
Теперь несколько абонементов Нижнетагильской филармонии обязательно посвящены именно органной музыке. Наш орган становится главным героем более десятка концертных программ за сезон. Играют на нём как гастролирующие музыканты мирового уровня, так и «своя», тагильская органистка Наталья Воронина, ныне лауреат нескольких международных конкурсов.

Предстоящие концерты