Орган
ФАКТЫ:

• Один из старейших духовых органов России (и самый старый на Урале)

Орган Нижнетагильской филармонии, установленный в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, был построен в 1907 году в Норвегии. Инструмент был освящён 3 ноября для использования в церкви Fjell kyrkje («Горная церковь») в районе города Бергена. После переезда на Урал в 2014 году наш орган вошёл в число самых старых инструментов такого рода в России. Основная часть «органного фонда» нашей страны построена во второй половине ХХ или начала XXI века. Можно сосчитать на пальцах число российских органов, построенных до революции!

Старинный орган очень хорошо сохранился и всё ещё «на ходу»

Далеко не все старинные органы России находятся в таком состоянии, чтобы давать возможность регулярно проводить концерты с их участием — в отличие от нашего инструмента! Тагильский орган за свою более чем столетнюю историю сохранил не только фасад с оригинально выстроенными регистрами, но и внутреннее устройство. Он имеет электромотор для нагнетания воздуха в трубы, как и современные инструменты, однако сохранился рычаг для ручного наполнения меха. Известна история, как однажды во время концерта отключилось электричество, однако концерт удалось спасти: сотрудники филармонии накачивали воздух вручную. Тагильский орган относят к романтическому типу органостроения.

• Норвежское происхождение органа — тоже редкость для нашей страны.

Инструмент изготовила органная фирма «Ульсен & Йоргенсен» («OLSEN & JØRGENSEN»), которая с 1925 года носит название «J. H. Jørgensen Organ Company» по имени основателя Йенса Хенрика Йоргенсена). Предприятие построило около 700 органов за свою историю. Его инструменты создавались, преимущественно, для небольших деревянных церквей, типичных для Норвегии. Считается, что «звук Йоргенсена» хорошо справляется с деревянной акустической средой. Сама история рода Йоргенсенов тоже примечательна: в какой-то момент династия органных мастеров породнилась с китобоями.

марка органа

• Орган и «Пещера горного короля»

Первое место службы нашего органа — город Берген, малая родина выдающегося композитора Эдварда Грига, где он родился и где он умер осенью 1907 года. Собственно, автор «Пер Гюнта» — самый известный уроженец Бергена и самый известный композитор Норвегии.

Как уникальный инструмент оказался в Нижнем Тагиле?

В 1996 году, вскоре после масштабной реконструкции, которая вернула органу первоначальный облик (до этого крупный ремонт производился в 1979 году), инструмент купила норвежская церковная община Konnerud. Тогда же инструмент освятили для использования в церкви города Драммен — однако лишь для временного. Вскоре община решила приобрести новый инструмент. В это время в норвежском городе работал Виктор Ряхин, органист из Архангельска. Музыкант очень переживал, что орган, который более века служил людям, замолчит навсегда. Органист стал узнавать, готов ли кто-то на родине, в России, принять бесценный подарок. Обращался в Архангельск, Казань и Санкт-Петербург.

В письме норвежского государственного антиквара так сказано про этот инструмент: «…Чисто формально он не охраняется законом, также он установлен в неохраняемой законом церкви. Это означает, что органы охраны культурного наследия не имеют полномочий на определение судьбы инструмента. Но, тем не менее, мы подчёркиваем моральную ответственность, которая требует от нас заботы о нашей культурной истории и, следовательно, серьёзности в обращении с этой ценностью (буквально — „драгоценностью“). Это означает, что с органом, в случае его разборки, должно обращаться таким образом, чтобы это не привело к повреждению инструмента или тех антикварных качеств, которые он представляет».

В это же время в Казанской консерватории училась по классу органа тагильчанка Наталья Воронина. Её учителем был профессор Рубин Абдуллин, председатель Союза органистов России и на тот момент ректор Казанской консерватории. Он знал, что в родном городе его ученицы нет настоящего духового органа, и загорелся идеей привезти норвежский инструмент в Нижний Тагил, убеждая коллег, что на Урале орган нужнее. Благодаря усилиям его и Виктора Ряхина, а также заинтересованности руководителей Нижнетагильской филармонии и администрации города Нижний Тагил громоздкий орган удалось бережно перевезти за тысячи километров. Организация из Голландии демонтировала инструмент, погрузкой занималась немецкая органостроительная компания «Шуке-Потсдам».

  •  11 ноября 2014 года орган прибыл в Нижний Тагил.
  • 17 ноября 2014 года специалисты приступили к сборке органа.
  • В январе 2015 года состоялось Торжественное открытие духового органа в Нижнем Тагиле

Специального концертного зала для органа в Нижнем Тагиле нет, поэтому в качестве наиболее подходящего помещения выбрали один из залов Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Так в Нижнем Тагиле появилась новая достопримечательность и место уникального содружества муз. Приходя на органный концерт филармонии, слушатели одновременно попадают в мир визуального искусства: живописи, графики, скульптуры. Многочисленные гости-органисты, посещавшие с 2015 года Нижний Тагил, отмечают, что это очень атмосферное сочетание: музыка — и картины.

Какие органисты играли на органе Нижнетагильской филармонии?

Первые сольные концерты здесь дали те музыканты, благодаря которым инструмент приехал в город:
Рубин Абдуллин — народный артист Татарстана и России, председатель Союза органистов России, лауреат Государственной премии России; его ученики — лауреат Всероссийского конкурса Виктор Ряхин, кантор норвежской церкви и лауреат Международного конкурса;
Наталья Воронина — лауреат международных конкурсов и единственная органистка Нижнетагильской филармонии. Также с концертами здесь выступали:
Тарас Багинец (Россия, Екатеринбург),
Владимир Хомяков (Россия, Челябинск),
Кензуке Огира (Япония),
Татьяна Рябова (Россия—Германия),
Марина Вяйзя (Россия, Санкт-Петербург),
Петер Дикке (Германия),
Джованни Клавора Браулин (Италия),
Гедымин Грубба (Польша),
Анна Калинкина (Россия, Санкт-Петербург),
Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды),
Филипп Крист (Германия),
Егор Колесов (Санкт-Петербург),
Мориц Шотт (Германия),
Павел Вробель (Польша),
Юлиан Хандлос (Германия),
Ольга Жукова (Россия—Швейцария),
Виктор Урбан (Мексика),
Юлия Иконникова (Москва),
Ильсияр Сулейманова (Набережные Челны),
Лариса Тимшина (Челябинск),
Михаил Мищенко (Санкт-Петербург),
Иоганнес Крааль (Германия),
Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург),
Доменико Северин (Франция).

• Устройство тагильского органа

Орган Нижнетагильской филармонии является механическим инструментом с кегельвиндладой и 14 регистрами, разделёнными на 2 мануала и педаль (ножная клавиатура). Воздухонагнетательный механизм инструмента оборудован электромотором, но сохранил при этом рычаг для ручного наполнения мехов воздухом. Наибольшая высота приблизительно 4,60 м (включая угловые декоративные элементы)

  • Наибольшая ширина приблизительно 3,35 метра
  • Общая глубина, включая консоль, приблизительно 4,1 метра
  • Глубина консоли 1,5 метра
  • Ширина консоли 1,3 метра

Диспозиция органа (состав регистров):

I МАНУАЛ
(54 клавиши)
Principal 8´
Bordun 16´
Hohlfløite 8´
Oktav 4´
Oktav 2´
Cornet 1-2-3 fach
Trompet 8´
Gamba 8´
II МАНУАЛ
(54 клавиши)
Salicional 8´
Fløite Amobile 8´
Fugara 4´
Geigen-principal 8´
ПЕДАЛЬ
(27 клавиш — C–d´)
Subbas 16´
Cello 8´

Корпус органа изготовлен из дерева, сохранил первоначальную форму, имеет строгий рельеф и стрельчатые завершия, украшающие верхнюю часть фасада с трёх внешних сторон. Классический облик фасада подчёркивает функциональную предназначенность инструмента для светских праздников и ритуальных церковных богослужений.
Большую ценность данного артефакта представляет фасад инструмента с оригинально выстроенным регистром, который украшает лицевую сторону фасада и частично расположен по боковым сторонам инструмента, что придаёт звучанию особый акустический эффект. Историческую ценность представляет также механизм управления инструмента, механическая система включения регистров и механическая игровая трактура, которая позволяет исполнителю чувствовать непосредственный контакт с инструментом, что позволяет реализовать самые изысканные художественные намерения.

«Большую историческую ценность представляет диспозиция (состав регистров), которая сохранилась в оригинальном виде с момента изготовления. Звучный хор основных голосов, яркий колорит сольных регистров и глубокое звучание регистров педали дополняют общую звуковую картину инструмента. Pleno organo звучит необычайно празднично и торжественно. Обращает на себя внимание красота звучания каждого регистра и сочетание отдельных групп регистров, а также сбалансированность сольных голосов и регистров сопровождения. Сольные голоса органа необычайно красивы и представляют романтическое направление в норвежском органостроении <…> мы имеем дело с артефактом более чем столетней давности, имеющим классический архитектурный облик, традиционный для северной культуры, и романтический по содержанию состав голосов» (профессор Рубин Абдуллин).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ о старинном органе Нижнетагильской филармонии:

• Расшифровка беседы на «ЭкоРадио». В том числе здесь рассказывают о внезапной работе органа без электричества непосредственные свидетели события.
• Подробный сюжет телекомпании «Телекон» о приезде Рубина Абдуллина, «крёстного отца» тагильского органа, в Нижний Тагил с очередным концертом. Профессор, игравший на этом инструменте ещё в Норвегии, рассказывает об истории переезда трёхтонного инструмента на Урал.
Копия материала для «Тагильского рабочего»: нижнетагильская органистка Наталья Воронина рассказывает, как попала в эту профессию (и как Нижнетагильская филармония устраивала органные концерты до того, как появился настоящий орган).
Телесюжет о капитальной настройке органа в 2022 году: настройщик Денис Фоничёв из Екатеринбурга рассказывает об уникальном устройстве инструмента.
Видео: Наталья Воронина исполняет одно из самых известных органных произведений — Токатту и фугу ре минор И. С. Баха.