Осенью 2006 года в Нижний Тагил приезжал Юрий Башмет — альтист, дирижёр, педагог, известный во всём мире музыкант. Да не один, а с ансамблем «Солисты Москвы»! Для нашей филармонии это был первый опыт такого рода. Подробности той встречи мы узнали у Владимира Капкана, главного дирижёра филармонии.
Владимир Капкан: «С того момента как возникла филармония, мы были заинтересованы в том, чтобы концертная жизнь не ограничивалась только коллективами, которые нам финансово доступны и постоянно находятся в гастрольных турах. Мы стремились к тому, чтобы у нас также появлялись музыканты, которые находятся на вершине музыкального Олимпа, которые демонстрируют высший исполнительский класс.
Началось всё с приглашения солистов: в этой череде первой такой звездой был Николай Арнольдович Петров, затем был Владимир Крайнев… (проект «Мировые звёзды в Нижнем Тагиле»). Нам хотелось знакомить тагильчан с выдающимися коллективами. Тем более, на тот момент в составе Нижнетагильской филармонии был только один оркестр гармоник. Коллективов академических у филармонии ещё не было.
А Юрий Абрамович Башмет — не только солист и один из ярчайших музыкантов-альтистов на мировом небосклоне: он себя успешно проявил и как создатель камерного ансамбля «Солисты Москвы». Они появились, кстати говоря, в обновлённом составе сравнительно незадолго до образования нашей филармонии, в 1992 году. Сразу настолько ярко заявили о себе, были востребованы во всем мире — мы заинтересовались возможностью увидеть «Солистов Москвы» на нашей площадке.
Коллеги из Свердловской филармонии на тот момент уже сотрудничали с Юрием Абрамовичем, приглашали его и оркестр неоднократно. По согласованию со СГАФ появилось предложение о ещё одной площадке, в Нижнем Тагиле, и «Солисты Москвы» с удовольствием откликнулись.
Должен сказать, что если мы очень переживали по поводу проведения первых концертов с мировыми звёздами, то здесь имя Ю. Башмета было настолько известно, что совершенно естественно, без каких-либо особых усилий получилось собрать публику. Билеты были быстро распроданы на этот концерт, хотя цены были довольно высоки. Это один из престижнейших, известнейших во всем мире коллективов, и нам нужно было оправдать расходы, чтобы привезти весь состав исполнителей, оплатить их дорогу, размещение. При этом минимальная цена была такой, которую можно было себе позволить, если человек всё-таки хотел попасть на концерт.
У нас на тот момент ещё не было собственной площадки, и нашим партнером снова выступил Дворец культуры имени И. В. Окунева и, естественно, «УралВагонЗавод». В этом определённую роль сыграло отношение директора дворца, Галины Викторовны Поступинской — она человек, расположенный к развитию академического искусства.
Насколько я помню, в одном отделении Юрий Абрамович дирижировал, а во втором отделении играл ещё и как солист с оркестром.
Свойство всех крупных по масштабу дарования музыкантов — отчётливое понимание своей ценности, осознание уровня своего мастерства, но из практики я не помню случая, чтобы кто-то из них кичился этим. Всё же настолько очевидно, когда они выходят на сцену! Поэтому они всегда избегают того, чтобы кому-то демонстрировать в повседневной жизни своё величие. Они очень демократичны и доступны в общении. Особенно это касается тех моментов, когда они общаются с коллегами, профессиональными музыкантами, в том числе с теми, кто занимается пропагандой академического искусства, если говорить о нашей филармонии. И в процессе подготовки концерта, и во время приезда «Солистов Москвы» было доверительное, открытое, очень доброжелательное отношение к коллегам. Не было каких-то завышенных требований, сверхъестественных райдеров. Всё по существу, всё только самое необходимое для того, чтобы провести программу. Чрезмерных требований, характерных для звёзд шоу-бизнеса, не было.
Скажу откровенно, у меня всё равно есть тайная надежда, что, может быть, мы когда-то сможем повторить встречу, снова пригласим этот коллектив — в новых условиях, с другим репертуаром. Это был бы знаковый момент для культурной жизни города! Я думаю, что все наши слушатели были бы очень рады».