#ЛюдикВамБетховен
К 250-летию Бетховена филармония подготовила не только особенную концертную программу с участием пианиста Петра Лаула, но и «народный» онлайн-проект.
«Бетховенская» серия публикаций в соцсетях Нижнетагильской филармонии должна показать, что композитор — автор по-настоящему популярной музыки даже в нашу эпоху, когда правит бал «музыкальная индустрия» и шоу-бизнес. Мы узнали, что больше любят наши слушатели: «К Элизе», «Оду к радости» или «Лунную сонату» — и какого Бетховена обожают наши артисты и музыковеды. Силой «коллективного разума» наших подписчиков вспомнили, как часто музыка композитора выручала создателей кинохитов. И даже — благодаря современным дистанционным технологиям — пообщались с бессмертным духом великого гения!)))
Елена Цыпушкина, музыковед:
«Бетховен и покой — несовместимо! Он вдребезги расколошматил утончённый покой меломанов от аристократии, посеяв бурю как в исполнительском искусстве, так и в мире композиции.
Но ведь прошло столько времени — всё давно устоялось. Многие поколения изменили музыку так, как современникам Бетховена и не снилось. Этот композитор для многих ныне — мемориальный „венский классик“. Точнее классицист. Ну, и классик тоже. Его сочинения изучают в музыкальных школах, углубляя знания в колледжах и вузах. И даже совсем не просвещённые в музыке знают, как „судьба стучится в дверь“, и, сами того не замечая, радостно откликаются на журчащие переборы „К Элизе“ (которая, возможно, не Элиза вовсе)…
Но вот что знаменательно: есть множество фильмов, где мы слышим мотивы бетховенской музыки — она говорит в них лучше слов. Значит, Бетховену есть что сказать нам — сегодняшним?»
Победителей онлайн-конкурсов наградим билетами на концерт «Бетховен-250», который состоится в ближайшую пятницу, 11 декабря. Напомним, что специально для участия в этой программе к нам приезжает петербургский пианист Пётр Лаул — яркий музыкант мирового уровня, уважаемый педагог, признанный авторитет в области исполнения именно бетховенского наследия. Вместе с ним в концертной программе участвует оркестр Нижнетагильской филармонии «Демидов-камерата» (малый симфонический состав).
Напомним, что концерт, посвящённый 250-летию Людвига ван Бетховена, мы планировали провести ещё весной, однако по известным причинам он не состоялся. Большая удача для тагильской публики в том, что нам всё-таки удалось найти новое время в концертном календаре активно концертирующего солиста. Декабрьский вариант программы стал, возможно, даже интереснее. В пятницу в Большом зале Нижнетагильской филармонии прозвучат увертюра «Кориолан», драматичная и полная узнаваемых «бетховенских» эффектов; необычная для композитора, ироничная Симфония № 8; а также масштабный «Императорский» концерт для фортепиано с оркестром № 5, который исполняется не слишком часто — не у каждого пианиста он есть в репертуаре. К слову, в репертуаре лауреата престижных международных конкурсов Петра Лаула — все пять фортепианных концертов Бетховена.
Почему именно Восьмая симфония выбрана для праздничного концерта, объяснила Ксения Шумакова, художественный руководитель филармонии:
«1. Восьмая симфония — это не парад, не торжественное собрание, не трагическая драма. Это праздник в кругу друзей юбиляра. Мы услышим бодрую поступь „папаши Гайдна“, нежный привет кумира — Моцарта, тиканье метронома коллеги — изобретателя Мельцеля, танцы 18 века (для старших родственников) и фирменный бетховенский драйв (для молодых). Это крайне гостеприимная симфония, которая не требует особого дресс-кода. Танцуют все!
2. В этой симфонии нет медленных частей. Вместо традиционной медленной части — „скерцо“, то есть шутка. Главная мелодия второй части (с тем самым тиканьем) посвящена изобретателю музыкальных машин Иоганну Непомуку Мельцелю, которого Бетховен благодарил за метроном и ругал за самовольное использование его мелодий в диковинных механизмах. Но ссоры в прошлом! Юбилей — повод помириться. И станцевать под бит оркестрового „метронома“.
3. „Бездну юмора“ и „гениальные оркестровые эффекты“ расслышал в финале Восьмой симфонии один из самых (если не самый) меланхоличный из великих композиторов — П. И. Чайковский. Ну, если даже Чайковского „проняло“… Здоровый немецкий юмор не подразумевает интеллектуальных изысков: оркестровые „ха-ха-ха“ и „хо-хо-хо“ перекликаются, как голоса гостей за праздничным столом.
Эта симфония ярко выделяется в симфонической галерее Бетховена. Девять симфоний-„портретов“ отразили самые разные грани бетховенского гения. Героический, страстный, скорбный, мечтательный, буйный, суровый, ликующий, воинственный — такого Бетховена мы знаем. Но в восьмой симфонии он решает не быть слишком серьёзным и добродушно посмеивается над собой и друзьями. Юбиляру можно!»
Концерт «Бетховен-250» состоится с соблюдением требований времени и Роспотребнадзора. Зал будет заполнен не более чем наполовину. На входе будет организовано измерение температуры посетителям. Просим воздержаться от посещения филармонии слушателей, ощущающих недомогание или плохо чувствующих себя в правильно надетой защитной маске.