Снегурочка

Ведущий «Экорадио» Евгений Шевченко немного попробовал себя в образе Леля, «разбивателя» женских сердец из оперы «Снегурочка». А всё почему? Гостями прямого эфира были умницы и красавицы из Нижнетагильской филармонии, музыковед Ксения Шумакова и директор оркестра «Демидов-камерата» Анна Крылова.

Успели обсудить, кем был бы Римский-Корсаков в мире кино, почему музыканты его обожают, отчего его партитуры выглядят как картины — и главное, почему «Снегурочка» замечательно подходит для первого знакомства с живой симфонической музыкой.
7 декабря, в субботу, оркестр «Демидов-камерата» исполнит сюиту из этой великой оперы.

«СНЕГУРОЧКА»: мир, где правит любовь (фрагменты интервью)

Евгений Шевченко, ведущий «Экорадио»: На афише написано «сюита». Что это значит?

Ксения Шумакова, музыковед, автор проекта «Филармоническая академия»: Слово переводится с французского как «ряд», «последовательность». Будем считать, что это музыкальный сериал. Некое произведение из нескольких частей.

Евгений Шевченко: В этом сериале, раз сюита по мотивам оперы, будет вокал?

Ксения Шумакова: Да, это наш подарок слушателям. Потому что в самой сюите вокальных номеров нет, но мы их добавим [из оперы], чтобы ещё полнее раскрыть красоту этой музыки.

Евгений Шевченко: Говорят, что «Снегурочку» очень любят музыканты. А почему? Что в ней такого?

Анна Крылова, директор оркестра «Демидов-камерата», солистка филармонии (сопрано): Вы знаете, Римский-Корсаков писал превосходные оркестровки. Их настолько приятно исполнять, слушать — если вы посмотрите на партитуру Римского-Корсакова, она даже визуально прекрасна!

Евгений Шевченко: Да вы что! То есть её даже как картину можно повесить?

Анна Крылова: Безусловно! Люди, которые причастны к музыке, это понимают. Настолько он прописывает детали! Для каждого инструмента, каждого тембра. Просто превосходно! Он раскрывает возможности каждого инструмента. Например, английский рожок у него представлен так ярко и эффектно, как он не звучит у других композиторов. Он прекрасный!

Ксения Шумакова: Вообще, с технической точки зрения — звукорежиссёры поймут — он ещё умеет так соединять эти инструменты, что всё слышно. Никакой каши! Вот эта система многоканальная звучания [показывает на пульт] — а Римский-Корсаков в конце 19 века это уже делал.

Снегурочка-3

Анна Крылова: Для людей, которые не слушали раньше симфоническую музыку, это самое классное произведение — как раз для того, чтобы всё оценить, всё услышать. И настолько это настолько всё замечательно переплетается, что это просто интересно любому человеку.

Евгений Шевченко: Вы за эфиром сравнивали Римского-Корсакова с каким-то современным кинорежиссёром…

Ксения Шумакова: С Питером Джексоном?

Евгений Шевченко: Да-да-да. Почему такое сравнение?

Ксения Шумакова: Недавно мы исполняли саундтрек из «Властелина колец», фильма Питера Джексона. Тут стали думать, с кем из мира кинематографа можно сравнить Римского-Корсакова. И вот, скорее всего, с ним. С эпичным Питером Джексоном. Он даже использует ту же систему музыкальных тем для персонажей. «Лейтмотивы» это называется в музыке. Когда смотрим «Властелина колец», и звучит музыка — мы сразу понимаем: сейчас эльфы выйдут. Или гномы. Или Арагорн какой-нибудь выскочит. В чём прелесть музыки Римского-Корсакова? Можно вообще убрать со сцены декорации, хор, певцов, слушать только один оркестр. И ты уже видишь, что происходит. Он мастер музыкальной живописи, у него же ещё и цветной слух был. Когда звучал некий тон, он сразу видел его в цвете, у него были зрительные цветовые ассоциации.

Евгений Шевченко: Палитра звуков — интересно! А в двух словах сюжет «Снегурочки» можно? Он совсем не детский, да?

Ксения Шумакова: Начнём с того, что Снегурочка — это дитя Мороза и Весны. То есть она родилась незаконно, такого не должно было быть…

Евгений Шевченко: Ха, незаконнорожденная Снегурочка!

Ксения Шумакова: Сразу «Сумерки» вспоминаются, да? Ярило-Солнце разозлился, 15 лет не появлялся в царстве Берендеев, там все мерзли, но потом поняли, кто всему виной…

Евгений Шевченко: Снегурочка?

Ксения Шумакова: Да, она появилась среди людей. Но она же ещё и красавица. И все сразу начали за ней ухаживать. А она — холодная, любви не знает.

Евгений Шевченко: Обычная жизненная ситуация!

Ксения Шумакова: И всё строится вокруг того, как растопить сердце Снегурочки. И не получается это сделать долго. И только когда она сама понимает, что она хочет любить, она просит у своей мамы, Весны, дать ей эту горячую любовь. И та позволяет ей любить, Снегурочка влюбляется — и тает. Как раз этот номер мы и будем исполнять.

Евгений Шевченко: Зачем вы спойлеры тут такие рассказываете!

Анна Крылова: Сцена таяния — это настоящий шедевр!

Ксения Шумакова: Вот как раз её будет исполнять Анна. И оркестр покажет весь процесс преображения героини, который, я думаю, знаком каждому, кто влюблялся. Выражение «таять от любви» не только Снегурочке близко!

Евгений Шевченко: Давайте ещё один факт. Почему каждый хоть раз в жизни должен услышать музыку «Снегурочки»?

Ксения Шумакова: Анна хорошо сказала: для начинающего это очень ясная, понятная музыка с яркими образами, где слышны все инструменты. Ничего такого тяжелого, что сразу ранит, не будет. А с точки зрения художественной — это сказка, а сказка обладает терапевтическими свойствами.

Евгений Шевченко: Лечит.

Ксения Шумакова: Да! И все должны эту музыку когда-то послушать, потому что она действительно переносит нас в фантастический мир, где правит любовь. Волшебная музыка!

7 декабря в 16:00
в Большом зале филармонии (Ленина, 31)
Сюита из оперы СНЕГУРОЧКА Н. А. Римского-Корсакова
лауреат международных конкурсов
оркестр «Демидов-камерата»
лауреат Всероссийского конкурса
Анна Крылова (Мартынова), сопрано
дирижёр — Владимир Капкан
музыковед — Ксения Шумакова