Кант

Философ Иммануил Кант не любил музыку. Не помогало даже то, что по латыни «cantus» — это «пение».

Но что помогло ему встать на путь исправления?) Возможно, не обошлось без русского влияния!

Когда Кант, наконец, купил себе собственный дом, его совершенно не смутило, что жилище находится по соседству с тюрьмой. А возмущаться он стал тогда, когда выяснилось, что арестанты упражняются в церковных песнопениях. В итоге мыслитель, удивлявшийся нравственному закону внутри нас и звёздному небу над головой, добился, чтобы «тюремные концерты» прекратились. Если переводить с философского на простой, претензии были следующие: «работать мешаете!» и «хотите петь — идите в церковь!»

Можно предположить, что то пение было похоже на кошачий концерт — но, например, когда Кант бывал в гостях, он старался сбежать домой до прихода музыкантов. Ну, не понимал он музыку!

Возможно, причина в том, что мыслитель воспитывался в скудной музыкальной среде. Кант родился во время правления Фридриха Вильгельма Первого — короля, который считал, что искусство должно быть «нужным»: «Какая, например, от этой картины польза?» Значит, военный марш — хорошо, церковная музыка — допустимо, а вот пение в школьном театре — это «порча нравов». В Пруссии были запрещены «бесполезные» кантаты, концерты, оратории (даже Генделевские, на библейские сюжеты!).

Некоторые перемены в музыкальном ландшафте родного города Канта случились только при новом короле, Фридрихе Втором. Но в этот период Иммануил работал учителем в провинции — какие уж тут модные веяния. А вот когда Кёнигсберг ненадолго стал русским городом, Кант уже не мог спрятаться от музыки…

Было много новшеств. Например, Крёстный ход, который сопровождался пением всех участников. Православные богослужения с необычной для местных хоровой музыкой. Праздничные маскарады в сопровождении оркестров. А самое главное — в городе наконец-то разрешили балы, притом без сословных разделений. Молодежь кинулась на «дискотеки», где звучали ультрамодные французские и немецкие гавоты и менуэты… Когда Канта спросили, как ему эти молодежные развлечения, он сказал, что «контакты с представителями других сословий способствуют известной шлифовке общения, что также может быть причислено к целям университетского образования». Проще говоря, танцы — это хорошо.

Музыкальная вольница прервалась с уходом русских войск из Пруссии. Балы опять оказались вне закона, общественная жизнь снова строго регламентировалась. Правда, Фридрих Второй дружил с Бахом (сыном Иоганна Себастьяна — Карлом Филиппом Эммануилом Бахом). Его музыка была везде, даже в университетах. Канту это не нравилось.

Но музыкальное развитие города уже было не остановить. А что касается Канта — он хоть не любил музыку, но любил театр.

В театрах становилось всё больше музыки — ставились не только драмы, но и балеты, и зингшпили (это жанр-прародитель мюзикла). Профессиональное развитие местного театрального оркестра вскоре позволило поставить оперы Моцарта. Кёнигсберг впервые услышал «Волшебную флейту» и «Дон Жуана». Оркестр получил звание городского симфонического. Местная культурная жизнь стала невообразима без музыки. Знакомство и дружба с музыкантами стали нормой для интеллигентного горожанина. Всё больше общаться с музыкантами стал и Иммануил Кант…

Стал ли философ в итоге меломаном, неизвестно. Однако под конец жизни, размышляя о месте музыки среди видов искусств, Кант всё-таки ставил её на второе место.

Второе — потому что у музыки есть маленький «изъян». Она распространяет своё воздействие дальше, чем требуется. Заставляет слушать её всех, даже тех, кто не готов. А ещё интересно, отмечал мыслитель, что исполняемая музыка не может быть чьей-то собственностью, поскольку музыкальное наслаждение — это предмет участия, а не личного присвоения. При этом наслаждение не уменьшается от того, что «участников» — исполнителей и слушателей — стало больше.

Кстати, если кто-то из ваших знакомых всё ещё боится «классики», можете подсказать ему «путь Канта»: прийти к музыке можно через театр. Через оперу!


А тут будет реклама: 16 мая у нас ожидается программа «Побитый муж, или Любить по-русски». Это совместный проект Нижнетагильской филармонии и Нижнетагильского драмтеатра. В первом отделении прозвучит опера В. Моцарта «Директор театра», полюбившаяся слушателям ещё в прошлом сезоне, а во втором отделении — премьера оперы Г. Доницетти «Рита» (второе название — «Любить по-русски»). Место действия — сцена драмтеатра. Полагаем, что эта программа будет интересна как «опытным» ценителям оперы, так и тем, кто только хотел бы открыть для себя музыкально-театральную классику.

Подробности тут


История о Канте основана на статье И. С. Кузнецовой (Российский государственный университет им. И. Канта)