Почему новый сезон филармония откроет творчеством Родиона Щедрина? Даём слово дирижёру оркестра «Демидов-камерата» Роману Аранбицкому.
— Во-первых, это своего рода отложенный юбилей. Дань уважения яркому, необычайно талантливому, самобытному композитору — нашему современнику, который перешёл из ХХ века в век XXI.
Во-вторых, эта музыка придаст некое свежее дыхание в наши симфонические программы. Родион Щедрин в Нижнем Тагиле почти не звучал, за исключением, быть может, фрагментов из «Кармен-сюиты».
Вообще, Щедрина исполнять сложно, его музыка требует определённой виртуозности от оркестра, требует большого состава — особенно ударных. В его музыке пульсирует бешеная энергия ритма: ощущение, что у него где-то там бьётся невероятный мотор.
В той же «Кармен-сюите» используется 47 различных ударных инструментов! Большая часть из них задействована в тех номерах, которые мы будем исполнять — и это не те фрагменты, которые уже когда-то звучали на сцене филармонии.
И опять же, хочется побороться с убеждением, что «классика — это скучно».
У нас весь абонемент, вся серия концертов называется «Музыкальные портреты». Мы готовимся представить портрет молодого композитора. А молодой Щедрин был необычайно озорным, гениально дерзким. Это композитор, для которого не существовало ничего невозможного.
Например, он мог написать огромную кантату на текст «Памятки отдыхающим пансионата „Курпаты“». Или написать оперу только для хора. Немногие знают, что «классик Щедрин» написал музыку к знаменитой песне «Не кочегары мы, не плотники».
Или, например, он мог взять и в финале Первого фортепианного концерта, который мы будем исполнять на Открытии сезона, процитировать две частушки. Кто-то порекомендовал, несмотря на явный «троллинг» академической профессуры, исполнить это сочинение на пленуме Союза композиторов. После этого Щедрина, который был ещё студентом, тут же в Союз композиторов и приняли! Ему даже не пришлось писать заявление!
Или, например, «Торжественная увертюра», которую мы тоже будем исполнять, была написана к формальному поводу — 60-летию СССР. Ирония судьбы в том, что до окончания существования СССР оставалось несколько лет, зато она потом регулярно звучала на юбилеях самого Щедрина. Потому что это очень яркая, эффектная, демократичная пьеса. У неё забавнейший подзаголовок — только Щедрин мог такое придумать — «Симфонический салют к 60-летию СССР».
Что касается «Кармен-сюиты» — эта музыка стала невероятно известной во всём мире вскоре после премьеры в Москве в 1967 году. Задача, на самом деле, была архисложная — наверное, никто, кроме молодого и дерзкого Щедрина за это дело бы не взялся. Он не был первым, к кому обратилась Майя Плисецкая с идеей воплотить образ Кармен в балетном спектакле, но никто не хотел конкурировать с Бизе.
Щедрин решает, что музыка Жоржа Бизе настолько тесно сплавлена с образом Кармен, что писать совсем новую музыку не надо. Он создаёт свою транскрипцию, но умудряется придать темам Бизе какое-то свежее, более современное звучание.
Его эксперименты можно перечислять долго. И при каждом соприкосновении с его музыкой удивляешься: «А что, так можно было?».