Дирижёр Аранбицкий о Рахманинове

В уходящем году у нас уже было много музыки Рахманинова на весеннем фестивале «Рахманиноff».
Почему 5 декабря в Нижнетагильской филармонии ожидается ещё одна «рахманиновская» программа?

«Логично, что именно в декабре мы таким концертом завершаем Год Рахманинова. Рахманинов необъятен. Даже года нам будет мало. Символично, что в программе будут сочинения молодого Рахманинова — произведения, с которых начинался его композиторский путь», — объясняет концепцию дирижёр Роман Аранбицкий.

В этом концерте маэстро примерит новую роль. Между исполнениями произведений дирижёр будет поворачиваться «лицом к залу» — и выступать в роли ведущего.

«Есть авторы, которые через долгий путь приходят к какому-то своему стилю, своей композиторской индивидуальности. Рахманинов же практически сразу возник вот такой, какой он есть. Первые примерно 15–20 лет его композиторской деятельности — это настолько мощный поток композиторского дарования! Чаще исполняются его Второй и Третий концерты, Четвёртый реже, а вот за Первый концерт несколько обидно. Хотя написан он композитором был в студенческие годы, на последних курсах консерватории, но это абсолютно зрелая музыка.

То, что мы будем исполнять, это так называемая „вторая редакция“, выполненная самим автором. Думаю, неслучайно к Первому концерту сам Рахманинов возвращался на протяжении жизни. Значит, он считал эту свою работу стоящей. Он сам, кстати, поставил на этом концерте номер опуса — первый. То есть он сам предлагал с этой работы вести отсчёт своей композиторской деятельности. Там невероятной красоты фортепианная партия, там столько характерных чисто рахманиновских оборотов, тонкой, проникновенной лирики. Очень хотелось, чтобы эта музыка тоже прозвучала на сцене филармонии и составила достойную компанию Второму концерту, который звучал у нас в этом сезоне».

Вместе с Концертом № 1 оркестр «Демидов-камерата» исполнит симфоническую фантазию «Утёс».
«„Утёс“ сразу вызывает в памяти знаменитое стихотворение Лермонтова „Ночевала тучка золотая“, и это действительно эпиграф к сочинению. Хотя сам Рахманинов говорил, что он использовал его, потому что эти же строки служат эпиграфом к литературному произведению, которое он считал программой своей симфонической фантазии. Это чеховский рассказ, который называется „На пути“. Поскольку этот концерт я веду сам, буду рассказывать и об этой истории», — объясняет Роман Александрович. — «Огромное количество музыки родилось из красивых историй любви, чаще всего, грустных… Я лично „Утёс“ очень люблю. Эта музыка при всех своих относительно скромных масштабах, по сравнению, например, с рахманиновскими симфониями или концертами, обладает такой искренностью, исповедальностью, она настолько образна и читаема… Мне кажется, что это произведение вместе с Первым концертом очень хорошо показывает разные грани таланта Рахманинова».

Компанию оркестровым сочинениям молодого Рахманинова составят его фортепианные произведения, которым будет посвящено всё первое отделение концерта: «Шесть музыкальных моментов» и прелюдия до-диез минор. Именно их предложил включить в программу приглашённый из Екатеринбурга пианист Владислав Чепинога, когда Роман Аранбицкий поделился с ним идеей «сыграть молодого Рахманинова».

«В каком-то смысле это будет особенное событие на нашей сцене. Потому что при всей популярности сравнительно редко играют все шесть „музыкальных моментов“ как единый цикл, чаще исполняют отдельными пьесами. А что касается Прелюдии, то, если не брать оркестровую музыку, а только фортепианную — это именно то, что вспоминается первым при слове „Рахманинов“. Это музыкальный символ фортепианного Рахманинова».