Ленинградская симфония

Совместный проект Новоуральского Театра музыки, драмы и комедии и Нижнетагильской филармонии — был приурочен к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Благодаря такому сотрудничеству публика двух уральских городов смогла вживую услышать величественное творение Дмитрия Шостаковича. На одной сцене объединились симфонический оркестр театра Новоуральска и оркестр «Демидов‑камерата» муниципальной филармонии Нижнего Тагила — всего порядка шестидесяти артистов.

Инициатором исполнения Симфонии № 7 «Ленинградской» (всех четырёх частей) выступила администрация театра Новоуральска. «Для того чтобы сыграть такое произведение, нужен соответствующий состав. Не новоуральский состав, не нижнетагильский состав сами по себе с этой музыкой бы не справились чисто технически. Не хватало бы людей. И возникла идея — договориться и объединить наши усилия», — рассказывает о рождении проекта Иван Моисеев, молодой и амбициозный дирижёр новоуральского театра, руководивший сводным оркестром. — «На самом деле, таким большим составом работается проще. У всех возникает какая‑то особая включённость, „плечом к плечу“ как будто легче. Это доставляет большое профессиональное удовольствие. Больше звука, он более плотный, больше красок».

Первое представление Седьмой симфонии Шостаковича в таком составе состоялось 26 января в Театре музыки, драмы и комедии в Новоуральске. На следующий день премьера прошла и в Нижнетагильской филармонии. Залы были полны, билеты закончились задолго до дат программы «Ленинградская симфония: несломленные духом».

«Мы понимали, что придёт много молодых людей. Поэтому чистая музыка — симфония, которая идёт час‑пятнадцать или час‑двадцать — будет тяжела для их восприятия», — объясняет особенности художественного решения постановки Иван Моисеев. Помимо собственно звучания музыки в программе была задействована световая и видеопроекция (на экране возникали картины художников‑блокадников), звучали литературные фрагменты — стихотворения ленинградских поэтов. Перед премьерой в Нижнем Тагиле дополнительно была организована лекция: музыковед Елена Цыпушкина готовила слушателей к более полному погружению в музыку Дмитрия Шостаковича. «Таким образом мы и просветительскую функцию выполняем, и помогаем публике, особенно молодому поколению, удерживать внимание», — раскрывает секреты программы дирижёр.

Из отзывов слушателей в соцсети ВКонтакте:

Ирина Бакуменко: «Почти все присутствующие в зале первый раз вживую слышали все 4 части самой знаменитой симфонии ХХ века! Это мультимедийный проект — музыку сопровождали анимированные картины художников блокадного Ленинграда, стихи Ольги Берггольц, световые инсталляции. Синтез искусств помогал зрителям по‑особенному прочувствовать великую трагедию, боль и мужество героического и несломленного города. Зал был переполнен! И сложно передать удивительную атмосферу, которая объединила слушателей этой потрясающей музыки!»

Наталия Каржавина: «Тогда, в далёком 1942-м, композитор Богданов-Березовский, бывший на концерте, сказал: „Нельзя говорить о впечатлении от симфонии. Это не впечатление, а потрясение“. Не ошибусь, если скажу, что 27 января в Нижнетагильской филармонии мы испытали те же чувства! Безграничная благодарность каждому, кто причастен к этому грандиозному со-бытию!»

Людмила Долгих: «Симфония исполнена была так, что в отдельные моменты мурашки пробегали по всему телу! Было ощущение, что накал эмоций достигал такого уровня, что вот-вот струны у артистов порвутся, не выдержат такой энергетики. Концерт проходил в полном зале, и слушатели благодарили всех артистов и дирижера И. Моисеева стоя бурными аплодисментами! Огромное спасибо за сильный, памятный концерт, приуроченный к полному освобождению Ленинграда от блокады».

Это слайд-шоу требует JavaScript.